Люди Сунны и согласия

АХЛ АС-СУННА ВА-Л-ДЖАМА'А
При жизни Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха (меиб), люди разделились на три группы.
Людей, не принявших веру и открыто выступивших против Пророка Аллаха (меиб), назвали КАФИР - НЕВЕРНЫЙ.
Не принявшие веру, но сделавшие вид, что приняли Ислам, стали называться МУНАФИК - ЛИЦЕМЕР. Те, кто принял Ислам при жизни Пророка Аллаха (меиб), встречался с ним и получал от него знания, назывались АСХАБ - СПОДВИЖНИКИ.
Вера всех сподвижников была истинной, и они одинаково воспринимали явные предписания Благородного Корана и Сунны.
После смерти Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, в одиннадцатом году Хиджры (г.х.) первым Халифом был единодушно избран Абу Бакр, (родился за 50 лет до Хиджры.) да будет доволен им Аллах. Он был Халифом 3 года и умер в возрасте 63-х лет.
В 13-ом г.х. вторым Халифом стал 'Умар бин ал-Хаттаб, (р. за 40 лет до х.) да будет доволен им Аллах. В 23-ем г.х. в возрасте 63-х лет стал шaхидом.
Затем, Халифом был избран 'Усман бин 'Аффан, (р. за 47 лет до х.) да будет доволен им Аллах. В 35-ом году он стал шaхидом в возрасте 82-х лет.
После него Халифом правоверных стал Али бин Абу Талиб, (р. за 23 года до х.) да будет доволен им Аллах. В сороковом году хиджры в возрасте 63-лет он стал шахидом от руки хариджита.
Этих первых четырёх Халифов называют ал-ХУЛАФА ар-РАШИДУН - ПРАВЕДНЫЕ ХАЛИФЫ.
Ал-Хулафа ар-Рашидун правили 30 лет. Все эти 30 лет правления первых Халифов мусульмане были на истинном пути. Хотя и были отдельные случаи появлений групп, с неверным толкованием Корана и Сунны, но книги их ещё не были написаны и открыто против учёных Суннитов они не выступали.
После этих 30 лет появились группы верующих, сбившихся с пути, указанным Пророком Мухаммадом (меиб) и открыто выступивших против истинного пути. Последователи этих неверных учений находятся под гневом Всевышнего Аллаха.
Спаслись лишь те, верования которых были такими же, как и верования Сподвижников Пророка Аллаха (меиб). Последователи этого Пути стали называться "АХЛ АС-СУННА ВА-Л-ДЖАМА'А" - "ЛЮДИ СУННЫ И СОГЛАСИЯ".
Истинным путём является лишь этот путь. Многочисленные аяты Благородного Корана и Хадисы являются тому подтверждением. Об этом написаны многие сотни книг, в которых произведён самый тщательный анализ основ четырех мазхабов. Результаты этих исследований неопровержимо доказывают, что, только Приверженцы Сунны - Аhл ас-Сунна ва-л-Джама'а, изучающие книги учёных Суннитов, идут по пути, указанным Пророком Мухаммадом, мир ему и благословение Аллаха, и следовавших по пути Пророка (меиб) Сподвижников, да будет доволен ими Аллах. Написано также великое множество книг с опровержениями неверных учений. В этих книгах учёные - муджтахиды скрупулёзно, шаг за шагом, основываясь на толкованиях Священного Корана и Сунны, опровергают буквально каждый абзац из книг, направленных на искажение истинных знаний, на измышления псевдоучёных. Эти книги есть на многих языках мира и при желании, их можно отыскать почти в любом крупном городе. Мы просим Всевышнего Аллаха проявить к заблудшим мусульманам свою Милость и, убрав пелену с их глаз, наставить их на Путь Спасения.
Религия Ислам не обязывает своих последователей знать всё сокрытое в аятах Благородного Корана. Таковы, например научные знания. Не всякая наука (и светская и религиозная) понятна рядовому человеку. Из области научных знаний обычный человек воспринимает лишь малую её часть.
Проявляя милость к мусульманам, Всевышний Аллах в Благородном Коране и Пророк Мухаммад (меиб) в хадисах, не разъяснили в открытой форме часть предписаний. [Если бы эти предписания были указаны в открытой и единственной форме, то исполнение их было бы обязательным - ФАРД, или же весьма желательным - СУННА. А не исполнение, влекло бы за собой грех. Не придающие значения этим предписаниям и вовсе бы стали кафирами. Верующие оказались бы в сложном положении.]
Способы исполнения этих предписаний могут определить лишь учёные Ислама, обладающие полным комплексом знаний, необходимых для этого. Учёных мусульман, занимавшихся определением этих способов, разъясняющих скрытые знания, называют МУДЖТАХИД. Для достижения этой цели муджтахиду необходимо использовать все свои физические и духовные возможности - знания, эрудицию, кругозор и т.п. К этому обязывают его аяты Благородного Корана и хадисы Пророка Аллаха (меиб). Эти исследования, целью которых является разъяснение сокрытых знаний, называется ИДЖТИХАД. Комплекс знаний, добытый муджтахидами самого высокого уровня путём упорного труда, есть ПУТЬ этого учёного - его МАЗХАБ.
ПРИВЕРЖЕНЦЫ СУННЫ следуют предписаниям Аллаха, указанным в Благородном Коране и Сунне.
Сунна - это высказывания и образ жизни Пророка Мухаммада (меиб). На сегодняшний день Сунниты являются последователями 4-х ШКОЛ - МАЗХАБОВ, основанных учёными высочайшего ранга, получившими знания непосредственно от АСХАБ - СПОДВИЖНИКОВ Пророка Мухаммада (меиб), или от их учеников - ТАБИ'УН.
Основа веры у всех 4-х мазхабов едина. Существуют различия в способах поклонений, в толковании исламского права, в разрешении малозначительных вопросов.
Мазхаб - ХАНАФИ, был основан имамом Абу Ханифа (ан-Ну'ман бин Сабит, 80 - 150 г.г. хиджры). Здесь слово "Ханиф" обозначает - "Правильно верящий", "Знающий" мусульманин. А сочетание "Абу Ханифа" в данном случае обозначает - "Отец мусульман с правильной верой".
Основателем мазхаба МАЛИКИ был имам Малик бин Анас, живший в 90 - 179 г.г. Хиджры.
Основателем мазхаба ШАФИИ был имам Мухаммад бин Идрис аш-Шафи'и, / 150-204 / 767-820 /. Имам взял имя "аш-Шафи'и" в память о своём прадеде, который удостоился чести быть Сподвижником Пророка Аллаха.
И четвёртый мазхаб - ХАНБАЛИ. Эту школу основал имам Ахмад бин Ханбал (164 - 241 г.г. Хиджры). Эти 4 имама из высшего разряда муджтахидов - МУТЛАК МУДЖТАХИД.
После смерти всех Сподвижников Пророка Аллаха (меиб) среди вновь принявших ислам стали появляться люди, неверно толкующие Священное Писание. Обычно, это были малообразованные люди, не имеющие представления о сложности иджтихада, переоценившие свои возможности. Ошибочное толкование аятов Священного Корана и неправильное понимание Сунны, стали причиной потери ими верного пути. Но появились и псевдоучёные, считавшие свои знания выше знаний МУТЛАК МУДЖТАХИДОВ. Тем самым, сойдя с истинного пути, они исключили себя из рядов "ПРИВЕРЖЕНЦЕВ СУННЫ". Их стали называть "ГАЙР-УЛЬ-МУКАЛЛИДИН", то есть "НЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛИ". Они не последовали тем знаниям, которые получили Сподвижники от самого Пророка Мухаммада (меиб) и передали следующему поколению мусульман. Группы людей сбившихся с пути не стали кафирами, но причинили распространению Ислама гораздо больше вреда, чем неверные. Между этими группировками постоянно шли междоусобные войны, часто перераставшие в войну против Приверженцев Сунны. Поэтому, говоря об Исламе, о мусульманах, нельзя смешивать общины, использующие в поклонениях НЕДОЗВОЛЕННЫЕ НОВШЕСТВА - БИДА', с Суннитами, последователями вышеуказанных 4-х мазхабов.
Следуя одному из мазхабов, Сунниты считают остальные три мазхаба также верными, истинными. Между мазхабами существуют прочные связи и на уровне учёных, и среди простых мусульман. Некоторые различия в способах поклонений не мешают им с любовью относиться друг к другу, так как ОСНОВЫ ВЕРЫ У НИХ ЕДИНЫ и ПУТЬ ИХ ЕДИН! На этой основе Приверженцы Сунны и объединяются. [Не могут объединиться лишь те, кто не придаёт особого значения своему духовному образованию и не имеет представления о Вероучении Суннитов. Получить эти знания можно только из книг учёных одного из существующих ныне мазхабов Аhл ас-Сунна].
В переводе смыслов Благородного Корана (3:103) сказано:
"Держитесь за вервь Аллаха все, и не разделяйтесь, и помните милость Аллаха вам, когда вы были врагами, а Он сблизил ваши сердца, и вы стали по его милости братьями!"(Пер. И. Крачковского)
Знатоки толкования Корана (Муфассиры), например имам Абуссууд (Ахмад бин Мустафа, ум. в 982 г.х./1574 г.), так комментирует этот аят:
"Не сворачивайте с истинного пути, не разделяйтесь на группировки, как это делали иудеи и христиане. Не враждуйте между собой, как вы враждовали в доисламский период - во времена Джахилии".
Обьединение на основе правильной веры нам было предписано Всевышним Аллахом. А о том, что правильной верой будут обладать Приверженцы Сунны - Аhл ас-Сунна ва-л-Джама'а, было сообщено нам в многочисленных хадисах Пророка Мухаммада (меиб). Стало быть и обьединяться нужно на основе школ Приверженцев Сунны. [Поэтому, будьте внимательны к своему образованию. Не читайте всё, что попадается под руку. Зачастую, под видом достоверных знаний, распространяются реформаторские идеи, или же нелепые выводы людей, давно сбившихся с истинного пути. Попадаются и книги, написанные по заказам врагов Ислама, в которых недозволенные новшества - бида' выдаются за достоверные знания.
Заметим, что на сегодняшний день последователями вышеуказанных 4-х мазхабов Приверженнцев Сунны, являются более 80-ти % мусульман в мире.]
Тех, кто не следует одному из 4-х мазхабов Суннитов называют "ГАЙР-УЛЬ-МУКАЛЛИДИН" - НЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛИ, или "БЕЗМАЗХАБНЫЕ". Они в своё оправдание обычно говорят: "Всевышний Аллах и Его Посланник не предписывали нам следовать за кем либо из простых смертных, или следовать какому либо мазхабу."
В ответ им можно указать на следующие аяты Благородного Корана:
"О вы, которые уверовали! Бойтесь Аллаха, ищите приближения к нему и усердствуйте на пути Его, - может быть, вы будете счастливы!"(5:35), "… спросите же людей напоминания, если вы сами не знаете!" (21:7).
Многочисленные хадисы об основателях 4-х мазхабов Суннитов приведены в книге "Асхаб-и кирам"- Ахмада Фарука (ум. 1034 г.х./1624 г.). Основатели этих школ, как мы уже говорили, учёные самой высокой категории. А в известнейшем сборнике "ал-Джами' ас-Сахих" Имама Бухари (ум. в 256/870 г.) приведён общеизвестный хадис: "Учёные - наследники Пророков".
Современным мусульманам, неискушённым в тонкостях многочисленных, взаимодополняющих наук веры и религии, невозможно постигнуть путь Посланника Аллаха (меиб) без чтения книг. Этот путь можно постигнуть, изучая книги Приверженцев Сунны - последователей 4-х мазхабов. Следовать какому либо мазхабу Приверженцев Сунны, значит, следовать Пути, указанному Посланником Мухаммадом, (меиб).
[Основных наук в Исламе-20. Вспомогательных - 80 (см. ниже). Этим багажом знаний в полном объёме обладали только основатели школ Аhл ас-Сунна ва-л-Джама'а.]
Учёные, передававшие знания каждому мазхабу от самого Пророка Аллаха (меиб), были истинными последователями Корана и приверженцами Сунны.
Давайте проследим, по какой цепочке передавались знания к примеру религиозно-правовой школе Ханифа:
Основатель мазхаба Имам Абу Ханифа получил основные знания по фикху от Хаммада (ум.120 г.х./738г). Тот учился у Ибрахима ан-Наха'и, (ум. 96/715) который учился у Алкама бин Кайса (ум. 62/681). Алкама же был учеником знаменитого Сахаба - Абдаллаха бин Мас'уда (ум. в 32/651 г.).
Абдаллах бин Мaс'уд, да будет доволен им Аллах, стал шестым человеком, принявшим Ислам, и был в это время очень молод. Дважды совершал хиджру. Вначале в Эфиопию, затем в Медину. И до, и после хиджры постоянно жил рядом с Пророком. Из-за этого, многие считали его членом семьи Пророка Аллаха (меиб). Был участником всех сражений и одним из Сподвижников, знавших весь Коран наизусть. Также, знал наизусть и передал большое количество хадисов. Он стремился во всём следовать Пророку Аллаха (меиб), и был из числа лучших его учеников. Знания, полученные от Пророка (меиб), передал своим ученикам, среди которых выделялся Алкама бин Кайс.
Алкама бин Кайс, из числа знаменитых Таби'ун и известный учёный в таких науках, как Фикх, Толкование Корана, Хадисы и др. Он из числа тех, кто родился при жизни Пророка, но не видел его. (То есть - Мухадрамун). Все учёные единодушно признают высочайшую степень его образованности. Алкама встречался со многими Сподвижниками, обучался у них разным наукам и изучал хадисы. В том числе, у Абу Бакра, 'Умара, 'Усмана, Али, Айшы, А. бин Мaс'уда, Салмана ал-Фариси, Абу-д-Дарда, Хузайфат-уль-Йамани, да будет доволен ими Аллах. Алкама сражался в Нихаванде против Хариджитов с саблей в руках плечом к плечу с его высочеством Али. Таких учёных называют "Раббани" - "Божеский" или "Учёный от Бога". Учёный, Милостью Всевышнего Аллаха, он и в жизни неукоснительно следовал сообразно полученным знаниям. И в этом смысле был святым человеком. В числе его знаменитых учеников были Ибрахим ан-Наха'и и Ша'би, которых обучал фикху. …
Один из крупнейших учёных Египта 16-го столетия Имам Ша'рани (898/1493-973/1565) в своей книге "Мизан-уль-кубра", разьясняющей знания по фикху 4-х мазхабов, пишет: "Существующие на сегодняшний день 4 школы-(мазхабы) и существовавшие в прошлом, но забытые со временем мазхабы Последователей Сунны - Аhл ас-Сунна ва-л-Джама'а, верны и истинны. Преимуществ друг перед другом не имеют, так как взяты из одного и того же источника. Во всех школах есть предписания разной степени сложности. Если, последователь, имеющий возможность исполнять более сложные предписания своей школы, ищет лёгкие пути в других мазхабах, то он принимает опасное решение.
Использовать более лёгкие пути остальных 3-х мазхабов в исполнении некоторых поклонений, имеет право лишь тот, кто физически не может исполнить предписания своей школы ввиду болезни или других уважительных причин. В противном случае, верующий, не придавший значения решениям своего мазхаба, рискует отойти от Последователей Сунны, а значит и сбиться с Пути Спасения. Использование же в отдельных поклонениях более сложные предписания, указанные в других мазхабах, говорит о духовном росте мусульманина. Действовать по собственному разумению, не придавая значения указаниям основателей мазхабов, очень опасно. В сравнении со знаниями этих великих Имамов - Муджтахидов самого высшего разряда, знания других мусульман - Ничто!"
А вот мнение известного учёного 17-го столетия, жившего в Сирии, Исма'ила бин Абдулгани Наблуси (ум. 1062 г.х./1652 г.) В своём 12-ти томном произведении "аш-Шарх ад-Дурар" он пишет: "Мусульманин не обязан следовать только одному мазхабу. Он может исполнять отдельные предписания и по другой школе. Однако, при этом должен соблюсти все условия этого мазхаба в исполняемом поклонении. При исполнении разных предписаний, не связанных друг с другом, у мусульманина есть право выбора любого из 4-х школ Аhл ас-Сунна ва-л-Джама'а".
Другой крупнейший учёный 19-го столетия из Сирии Ибн Абидин (ум. 1252 г.х./1836 г.) в своей книге "Радду'ль-Мухтар…" пишет по этому поводу следующее: "Совершать какое либо поклонение, выискивая и используя самые лёгкие способы из разных школ не разрешается. Например: По мазхабу Имама Абу Ханифа, омовение будет нарушено, если на коже у совершившего омовение появится кровь. Надо будет совершить повторное омовение. В мазхабе Имама аш-Шафи'и просто вытирают кровь, и омовение не нарушается. В другом случае, если, совершивший омовение, прикоснулся кожным покровом к посторонней женщине, по мазхабу "Шафии" омовение нарушается. По мазхабу "Ханифа" никакого нарушения не будет и намаз можно исполнять без повторного омовения. Если же у совершившего омовение на коже появилась кровь, а также он соприкоснулся с кожей женщины, необходимо повторное омовение по обоим школам, так как произошло совокупное нарушение. Таким образом, совершая какое либо поклонение по своему мазхабу, нельзя в тоже самое время следовать и другой школе."…
[Как было отмечено выше, указаниями других школ можно пользоваться в крайнем случае. Использовать фетвы других мазхабов под силу лишь тем, кто хорошо изучил данный вопрос по всем четырём школам. Совершать собственный иджтихад, как предлагают отдельные реформаторы, в наше время невозможно. Для этого, как минимум, необходимо знание всех 4-х мазхабов, и знания по 20 осн. наукам. Достаточно сказать, что только в мазхабе Имама Абу Ханифа (80/699-150/767), самим имамом и его главными учениками Абу Йусуфом (113/731-182/798) и Мухаммадом аш-Шайбани (135/752-189/805) на основе Корана и Сунны разрешены 500 000 вопросов!!!]
Источников знаний, куда муджтахиды обращались для разрешения религиозных вопросов - всего четыре. Это БЛАГОРОДНЫЙ КОРАН, ХАДИСЫ, аль-ИДЖМА' - согласованное решение по вопросам вероучения и права первых 3-х поколений учёных Ислама, и аль-КИЙАС - решение, полученное методом суждения по аналогии.
Если муджтахиды не находили в Благородном Коране ясного указания для разрешения нужного вопроса, то искали ответ в Хадисах. Не найдя ответа и там, обращались к Иджма'. И, если не было по этому вопросу согласованного решения Сподвижников, Таби'унов или их учеников, (Учёных первых трёх поколений), то лишь в этом случае муджтахид решал вопрос методом сопоставления.
Способов иджтихада вначале было два. Первый путь- это метод учёных Ирака. Так называемый путь "АР-РА'И"- метод сопоставления (Кийас). После Сподвижников Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, этот мазхаб возглавил Имам Абу Ханифа (ан-Нуман ибн Сабит, 80 - 150 г.г. хиджры), да будет доволен им Аллах.
Второй путь, или способ иджтихада - путь учёных Хиджаза, называемый "РИВАЙАТ". Эти учёные используют при иджтихаде вместо "Кийас"а обычаи и предания жителей Медины. Главным муджтахидом этой школы являлся Имам Малик бин Анас (90 - 179 г.г. хиджры), да будет доволен им Аллах. Он жил в Медине. В то время, будущие Имамы аш-Шафи'и и Ахмад бин Ханбал брали уроки у Имама Малика, да будет на них милость Аллаха. Имам аш-Шафи'и (150 - 204 г.г. хиджры), изучив метод Имама Малика в Медине, поехал в Ирак учиться у Мухаммада аш-Шайбани, одного из известнейших учеников Имама Абу Ханифа. После изучения и этого пути, он соединил два мазхаба в один и создал третий, собственный мазхаб.
Имам Ахмад бин Ханбал (164 - 241 г.г. хиджры) также изучал метод Кийас в Ираке у учеников Имама Абу Ханифа. Ахмад бин Ханбал знал на память огромное количество Хадисов и при иджтихаде, обычному Кийасу предпочёл сопоставление хадисов и создал свой путь - четвёртый мазхаб, отличающийся от предыдущих.
Учёные по фикху подразделяются на 7 уровней (см. ниже). Упомянутые выше четыре имама, были самого высшего разряда муджтахидов. Высший разряд, это основатели мазхабов. Их называют МУТЛАК МУДЖТАХИД. Учёные Ислама пришли к выводу, что спустя 400 лет после хиджры никто из муджтахидов не достигал такого уровня. На протяжении последних 1000 лет жили и трудились ради Всевышнего Аллаха немало выдающихся учёных Ислама, но ни один из них не претендовал на то, чтобы поставить себя выше основателей мазхабов. Напротив, все они отдавали должное МУТЛАК МУДЖТАХИДАМ, и в своём иджтихаде не выходили за рамки, определённые основателями этих школ.
Среди них всемирно известные Имамы:
Абу Йусуф (113/731-182/798),
Мухаммад аш-Шайбани (132/749-189/804),
Абу Хамид Мухаммад Газали (450/1058-505/1111),
Рафи'и (ум. в 623/1226),
Мухйиддин Араби (560/1165-638/1240),
Такиййуддин Субки (683/1284-756/1355),
Абдулваххаб Ша'рани (898/1493-973/1565),
Ибни Хаджар Мекки (899/1494-974/1566),
Биргиви (929/1521-981/1573),
Имам-и Раббани (Ахмад Фарук Сарханди, 971/1563-1034/1624),
Абдулгани Наблуси (1050/1143-1641/1731),
Ибни Абидин (1198/1784-1252/1836),
Йусуф Набхани (1265/1849-1350/1932)…
Oдно перечисление имён всех выдающихся учёных составит в объёме целую книгу!
Эти Имамы являются авторами капитальных трудов. Вот названия некоторых из наиболее ценных книг, признанных во всём Исламском мире:
"Мактубат" Имама Раббани;
"Ихья-и Улум-и д-Дин" Имама Газали;
"Тарикат-и Мухаммадиййа" Имама Биргиви;
" Радду'ль-Мухтар аля'д-Дурру'ль-Мухтар" Ибни Абидина;
"Тухфа-туль-мухтадж" Ибни Хаджара Мекки;
"ат-Таухид фи Шарху-ль-Мухтасари Ибн-и Хаджиб" - или сокращённо: "Мухтасар аль-Халил" Зийа-ад-Дина Халила ал-Джунди (ум. в 767/1365);
"Китаб-уль-фыкх алаль-мезахиб-иль-арба'а" Абдуррахмана Джезири.

Последняя издана в Египте в 5-ти томах на араб. яз. в 1972-ом году и в Турции в 1971 - 1979 г.г. в 7-ми томах на тур. яз. В этих произведениях можно найти ценнейшие сведения, разъясняющие все разделы религиозных наук. Они являются главными источниками знаний по Исламу, так как написаны на основе Священного Корана и Сунны. Пророк Аллаха (меиб) в своих Хадисах предупреждал нас о том, что появятся многочисленные группы, идущие по ложному пути, появятся в большом количестве лжеучёные, вольно, по своему трактующие аяты Благородного Корана. Поэтому, мусульмане, причисляющие себя к Аhл ас-Сунна ва-л-Джама'а, должны избрать один из мазхабов Приверженцев Сунны и следовать этому пути. Следовать - ТАКЛИД, значит читать книги учёных - Суннитов, и прежде всего книги по фикху своего мазхаба - это путь к спасению!
Да простит Всевышний Аллах всех кто идёт по ложному пути и наставит их на ПУТЬ ИСТИНЫ, указанный в Благородном Коране и Сунне, - путь АХЛ AС-СУННА ВА-Л-ДЖАМА'А!
В предисловии к своей книге "Радду'ль-Мухтар…", имам Ибн Абидин, пишет: "Однажды халиф Харун-ар-Рашид (ум. в 193/809) сказал Имаму Малику: "Хочу распространить твои книги по всему Халифату и обязать всех своих подданных следовать только твоему мазхабу". На что Имам Малик стал категорически возражать: "Ни в коем случае не делай этого, Халиф. Различные школы учёных Суннитов - одно из величайших благ Всевышнего Аллаха для нашей уммы (общины мусульман). Каждый правоверный мусульманин может следовать любому из мазхабов Аhл ас-Сунна ва-л-Джама'а, так как все они верны, и ведут к спасению".
МУ'МИН, МУСЛИМ или МУСУЛЬМАНИН, это тот, кто верит и следует знаниям, переданным Всевышним Аллахом через Пророка Мухаммада, (меиб). Эти знания даны в Благородном Коране и разъяснены в сотнях тысяч Хадисов - высказываниях Пророка Аллаха (меиб).
СПОДВИЖНИКИ - АСХАБ, получив эти знания непосредственно от Пророка Аллаха (меиб), передали их своим ученикам - ТАБИ'УН. А те, своим ученикам. Учёных первых трёх поколений называют ас-САЛАФ ас-САЛИХУН - Благородные Предки. А вот последующие поколения по разному комментировали книги предыдущих учёных, добавляли собственные мысли. Это проявилось при толковании знаний, данных в Коране и Сунне в скрытой форме, что и послужило основной причиной появления 73-х различных групп в Исламе. Лишь одна из 73-х групп является верной, так как учёные этой общины комментируя книги предыдущих учёных, не вносили никаких изменений, не добавляли собственных мыслей. Эта группа с правильной верой называется АХЛ АС-СУННА ВА-Л-ДЖАМА'А - ПРИВЕРЖЕНЦЫ СУННЫ или СУННИТЫ. Остальные 72 группы искажённо понимают суть Ислама. Они толкуют аяты Благородного Корана и Сунну не опираясь при этом на книги предыдущих учёных. Зачастую, неверное понимание ими Священного Писания, приводят их и к неверным выводам. В результате в их поклонениях появляются НЕДОЗВОЛЕННЫЕ НОВШЕСТВА - БИДА'. Они - мусульмане, но БЕЗ МАЗХАБА - заблудшие. Им могут помочь только книги учёных - Приверженцев Сунны.
Были, и до сих пор есть люди, толкующие ясные, явные предписания Корана на свой лад, совершенно извращая смысловое значение аятов. Таких горе-толкователей называют МУЛЬХИД. Мульхид, как правило, считает себя истинным последователем Пророка Аллаха (меиб). МУНАФИК - ЛИЦЕМЕР, прикидывается мусульманином, на самом же деле вера у него иная. Есть ещё ряд так называемых "учёных", более вредных для распространения Ислама, так как их "научные труды" полны выводов, искажающих саму суть Веры в Аллаха. Например, они считают свет и тьму - началом мира; воспевают огонь; оправдывают Сатану и т.д. Их называют ЗАНДАКА - БЕЗБОЖНИК, ЕРЕТИК.
Как известно, каждому мусульманину необходимо знать 33 ФАРДА (Обязательных Предписаний).
Сюда входят:
Условий Веры - 6;
Ислама - 5;
Намаза - 12;
Омовения - 4;
Полного Омовения - 3;
Очищения Песком - 3.
Далее, необходимо верить в обязательность выполнения ещё 54-х Предписаний и в обязательность избежания Запретов - ХАРАМ. Тот, кто не считает выполнение Предписаний своей обязанностью, постепенно утрачивает Веру. Таких называют МУРТАД - ОТСТУПНИК. Человек, признающий Предписания Всевышнего, но не выполняющий их в полной мере, в угоду своим страстям, хотя и остаётся мусульманином, но совершает грех. Такого мусульманина называют ФАСИК - Нечестивый. Исполнение обязательных Предписаний и избежание Запретов называется 'ИБАДАТ. Мусульманина, стремящегося к 'ибадату, и кающегося при первом же нарушении Предписаний, называют САЛИХ - Благочестивый …
М. Кок-Коз, Санкт Петербург, 1998 г.

Исп. лит-ра: "Ma'lumat-? nafia"- Ahmаd Cаvdаt P. Ist. 1991. "Tam Ilmihal", M. . Ist. 1996 г.