1. Хазрат Салман (радиаллаху 'анху) рассказывает, что Расулюллах (салляллаху 'алейхи уа саллям) дал нам наставление в последних числах ша'бана, сказав, что приближается месяц рамазан, очень великий, очень благословенный месяц. В этом месяце есть одна ночь, которая превосходнее тысячи месяцев. Уразу в месяц рамазан Аллах Та'аля сделал фарзом (обязательным), а ночной намаз таравих, сделал причиной для награды. Кто в этот месяц, приближается к Аллаху Та'аля, совершая хорошие поступки, то это равносильно тому, как будто он совершил фарз в другом месяце помимо рамазана, а тот, кто выполнит фарз, награда ему равносильна как за совершение семидесяти фарзов вне рамазана. Это месяц терпения, а воздаяние за него — джаннат. Это месяц для осознания людьми состояния голода и сострадания к бедным и неимущим людям. В этом месяце пропитание верующего увеличивается. Тому, кто даст поесть держащему уразу — это будет причиной прощения грехов и освобождения от огня ада, и послужит наградой подобной награде держащего уразу без уменьшения награды последнего. Сахабы сказали: “О, Расулюллах (салляллаху 'алейхи уа саллям), не всякий из нас настолько богат, чтобы кормить держащего уразу”. На это Расулюллах (салляллаху 'алейхи уа саллям) ответил: “Необязательно кормить досыта, если вы не в состоянии. Аллах Та'аля вознаградит даже за один финик, за глоток воды или молока. Первая треть этого месяца — это милость Аллаха Та'аля, вторая треть — прощение, а последняя — освобождение от огня. Кто в рамазан облегчит работу своего раба, Аллах Та'аля простит его и освободит его от огня. Кто напоит водой на ифтаре держащего уразу, того Аллах Та'аля напоит в день Суда водой из моего пруда и он не почувствует жажды до входа в джаннат”.
Примечание: У хадисоведов есть сомнения в некоторых передатчиках этого хадиса. Но, во-первых, в хадисах о фазаиль (ценностях) сомнения такой степени терпимы. Во-вторых, большинство его тем подтверждают другие хадисы.
Из этого хадиса становятся известны несколько вещей. Первое — это переживание Расулюллах (салляллаху 'алейхи уа саллям). Так он в последних числах ша'бана сделал специальную проповедь, и предостерёг людей, чтобы ни один миг рамазана не был проведён в беспечности. В этой проповеди после описания ценностей всего рамазана, он особым образом обратил внимание на несколько важных моментов. Самое первое — это Ночь Кадр. Она в действительности ночь огромной важности. На этих страницах её описание будет приведено отдельно во второй главе. Затем было сказано, что Аллах Та'аля уразу в рамазан сделал фарзом, а таравих в нём — суннатом. Из этого стало известно, что указание читать таравих идёт от Самого Аллаха Хак Субханаху уа Такаддас. Тогда в тех хадисах, в которых Расулюллах (салляллаху 'алейхи уа саллям) от своего имени говорит: “Я сделал его суннатом”, имеется в виду подтверждение. Расулюллах (салляллаху 'алейхи уа саллям) много на нём настаивал. Поэтому все 4 имама (рахматуллахи 'алейхим) единодушны в том, что это суннат. В книге “Бурхан” написано, что кроме равафизов, никто его не отвергает.
Хазрат Маулана Шах АбдульХак Мухаддис Дехлеви в книге “Ма Сабата бисунна” приводит из некоторых книг по фикху: если некоторые жители какого-либо города бросят читать таравих, то правитель должен воевать с ними. Здесь следует отметить, что большое количество людей думают, если они за девять-десять дней послушают Коран в мечети, то они будут свободны. Тут надо запомнить, что это два разных сунната. Полностью прослушивать или прочитывать Коран в таравихе — это отдельный суннат, а читать таравих в течение всего рамазана — отдельный. В этом случае один суннат выполняется, а другой остаётся. Конечно же, кто во время рамазана находится в путешествии, или из-за какой-либо другой причины им невозможно читать таравих в одном месте, для них будет приемлемо выслушать Коран за несколько дней, чтобы не оставлять его незавершённым. А где у них найдётся время, и будет возможность, то пусть там читают таравих. Таким образом, и Коран не останется незавершенным, и личные проблемы тоже не ущемятся.
После упоминания уразы и таравиха, Расулюллах (салляллаху 'алейхи уа саллям) обратил внимание на выполнение обычных фарз и нафль поклонений. Награда одного нафля в рамазан подобна награде одного фарза в других месяцах, а награда одного фарза равна награде за семьдесят фарзов в другие месяцы. Теперь у нас тоже есть необходимость самим чуточку задуматься про своё поклонение, насколько мы внимательны к выполнению фарзов и увеличению нафлей в этом благословенном месяце. А наше внимание к намазу таково, например: после сухура (утреннего приема пищи) мы засыпаем и не встаём на утренний намаз или пропускаем джама'ат, что часто бывает. Таким образом, наша благодарность Аллаху за сухур проявляется в пренебрежении самым важнейшим фарзом, или в лучшем случае оставлении одного из важнейшего условия его выполнения — джама'ата. Законоведы назвали намаз, прочитанный без джама'ата — несовершенным. Расулюллах (салляллаху 'алейхи уа саллям) сказал, что у людей, близко живущих к мечети, нет намаза, кроме как в мечети.
В “Мазахир Хак” написано, что если человек без уважительной причины читает намаз без джама'ата, хотя обязанность за фарз с него снимается, но он не получает награды за намаз. Также и другой намаз— маѓриб, который становится жертвой из-за ифтара, или первый рака'ат, не говоря уже про первый такбир. Многие люди читают намаз 'иша раньше времени, в надежде возмещения милостью Аллаха за таравих.
Таково состояние нашего намаза в рамазан, который является наиважнейшим фарзом. Из-за одного фарза теряем три. Три — это в общем случае, а то своими глазами видел, как люди пропускают зухр намаз из-за полуденного сна, 'аср намаз из-за покупок для ифтара. Таким же образом вы сами поразмыслите об остальных фарзах, насколько они соблюдаются в благословенном рамазане.
А когда такое состояние фарзов, то что можно сказать про нафль? Ишрак и доха намазы становятся жертвами сна, а как можно читать нафль аввабин (после маѓриба), когда только что сделали ифтар, тем более что впереди таравих. Также когда во время тахаджуда наступает одновременно время сухура, то как же можно читать нафль намаз?
Но все эти разговоры из-за нежелания и лени. Существует столько таких рабов Аллаха, которые для всего находят время. На протяжении многих лет в месяц рамазан я видел своего учителя Хазрата Маулану Халиль Ахмада (пусть Аллах Та'аля заполнит его могилу нуром). Несмотря на старость и слабость, он сразу же после маѓриб намаза читал в нафль намазе одну четверть тридцатой части Корана один или с джама'атом. А затем через полчаса после еды и других нужд проводил два часа пятнадцать минут в таравихе, будучи в Индии, а когда бывал в Медине, то читал 'иша и таравих около трех часов. После этого в зависимости от разных времён года два или три часа отдыхал, после чего читал Коран в тахаджуде, затем за полчаса до рассвета делал сухур. После сухура до утреннего намаза иногда читал наизусть Коран, а иногда занимался другим зикром. Если была луна, то после утреннего намаза до ишрака он делал муракаба, затем один час отдыхал. Зимой до двенадцати часов, а летом до часу писал книгу “Базлульмаджхуд” и отвечал на письма. До полуденного намаза отдыхал и до 'аср намаза читал Коран. С 'асра до маѓриба делал зикр, в то же время разговаривая с посетителями. После завершения “Базлульмаджхуд” часть утреннего времени проводил в чтении Корана, а часть в изучении других книг. Эти деяния были постоянными. В месяц рамазан не происходило особых изменений, так что вышеприведённое количество нафль намазов было постоянной практикой, соблюдавшейся круглый год. Конечно же, в рамазане рака'аты становились длиннее. А у тех великих праведников, у которых в благословенном рамазане были особые отдельные деяния, не всякому человеку дано следовать им.
Хазрат Акдас Маулана Шейхуль Хинд после таравиха до утреннего намаза бывал занят нафль намазами, и поочередно от разных хафизов слушал Коран. У Хазрата Мауланы Шах АбдурРахима Райпури все дни и ночи рамазана были только для чтения Корана. Даже переписка прекращалась, и он ни с кем не виделся. Только некоторым избранным ученикам разрешалось присутствовать на время, которое хазрат после таравиха тратил на то, чтобы выпить одну две чашки простого чая.
Эта практика благочестивых людей описывается не для того, чтобы просто пробежать их беглым взглядом, или чтобы кто-нибудь погружался в наслаждения изложенным, а для того, чтобы следовать им по мере сил и выполнять по мере возможностей, чтобы каждая сторона в своём особом отличии была превосходнее другой. Как было бы прекрасно, если бы люди нестеснённые мирскими заботами, после проведённых впустую одиннадцати месяцев, провели бы один этот месяц самоотверженно. Если служащие, которые обязаны сидеть в офисе с 10 утра до 4-х вечера, будут, по крайней мере, хотя бы этот благословенный месяц рамазана с утра до 10 часов посвящать чтению Корана, то что в этом трудного? Ведь для мирских дел мы всегда находим время в нерабочий период. Также крестьяне не связаны с какой-либо службой или рабочим временем, которые они не могут изменить, или что, сидя в поле, не могут из-за этого читать Коран. А для торговцев совсем нет никакой трудности, чтобы в этом благословенном месяце немного уменьшить время для своей лавки или, по меньшей мере, сидя в ней, торгуя, читать Коран, поскольку этот благословенный месяц имеет особую связь со Словом Аллаха Та'аля.
Все книги Аллаха Та'аля были ниспосланы в этот месяц. И также Коран в этот месяц был целиком ниспослан из Лаухи Махфуз на небеса. И оттуда в зависимости от событий он посылался в течение двадцати трёх лет. Помимо этого Ибрахиму ('алейхис салям) были даны его свитки первого или третьего числа этого месяца. Дауд ('алейхис салям) получил Забур двенадцатого или восемнадцатого числа рамазана. Хазрат Муса ('алейхис салям) получил Таурат шестого числа. Хазрат 'Иса ('алейхис салям) получил Инджиль двенадцатого или тринадцатого числа рамазана. Отсюда следует, что этот месяц имеет особую связь со Словом Аллаха. Поэтому говорится, что в рамазане надо читать Коран много, и так поступают машаихи.
Хазрат Джибраиль ('алейхис салям) каждый год прочитывал полностью Коран Посланнику Аллаха (салляллаху 'алейхи уа саллям). В других хадисах сказано, что он слушал Коран у Посланника (салляллаху 'алейхи уа саллям). Объединив эти два хадиса, учёные вывели желательность повторения Корана, что повсеместно и распространено. Одним словом, насколько возможно проявите особое внимание чтению Корана, и терять зря оставшееся от этого время также недопустимо.
Расулюллах (салляллаху 'алейхи уа саллям) в конце приведенного хадиса особым образом обратил наше внимание на четыре важных дела, и приказал часто их выполнять в этот месяц. Это калима тайиба, истиѓфар, просить джаннат и просить защиты от джаханнама. Поэтому считайте счастьем, всё время, которое удаётся получить, тратить на эти дела. Это и есть уважение к благословенным словам Расулюллах (салляллаху 'алейхи уа саллям). К тому же ничего трудного, одновременно занимаясь мирскими делами, повторять языком салават и калиму тайиба, и завтра воздаяния за сказанное останутся навечно.
После этого Расулюллах (салляллаху 'алейхи уа саллям) рассказал некоторые особенности и правила рамазана. Во-первых, это месяц терпения, то есть если испытываем трудности от уразы, необходимо их с радостью терпеть, а не смертельно кричать от ужаса, что входит в привычку большинства людей в рамазан летом. И таким же образом, если вдруг пропустили сухур и не поели, то с утра начинают жаловаться. Если во время таравиха стало трудно, то надо бодро терпеть, не считая это горем или трагедией, так как иначе это будет большим лишением. Ради ничтожных мирских дел мы оставляем еду и питьё, отдых и удобства, а разве по сравнению с довольством Аллаха Та'аля это имеет какое либо значение?
Сказано, что это месяц сострадания, поэтому надо внимательно обходиться с нищими и бедными. Если мы готовим для себя десять блюд на ифтар, то, по крайней мере, два, три из них должны быть неимущим, а на самом деле, для них если не лучше, то хотя бы должно быть такое же, как для себя. В целом, по мере наших возможностей, надо выделять на своём сухуре и ифтаре долю для бедных. Сахабы кирам (радиаллаху 'анхум) являются образцом деяний для общины, и они показали на деле каждую часть религии настолько ясно, что их примером открыта дорога для каждого хорошего поступка. Что касается жертвования и сострадания, то за ними могут последовать только мужественные люди. Есть сотни и тысячи таких случаев, увидев которые, теряешь дар речи от удивления.
Для примера приведу определённый случай. Абу Джахам (радиаллаху 'анху) рассказывает: “Во время битвы при Ярмуке, я пошёл на поиски своего двоюродного брата, взяв с собой бурдюк воды, что если он жив, дам ему напиться и омою ему лицо и руки. Случайно я нашёл его раненным и лежащим на земле. Я спросил его, хочет ли он воды. И он знаком попросил, как вдруг рядом лежащий другой раненный застонал. Мой брат, прежде чем пить знаком указал идти к нему. Я подошёл и узнал, что он тоже хочет воду. В это время другой раненный тоже попросил воды, и тот тоже сказал дать напиться товарищу. Пока я подходил к нему, он уже умер, пришёл обратно ко второму, и тоже нашел его мёртвым, тогда я побежал к своему двоюродному брату, и его тоже нашёл шахидом”. Такие жертвы делали наши предки, которые, даже умирая от жажды, не могли пить воду раньше другого брата.
В книге “Рухубаян” Суюти (рахматуллахи 'алейхи) и книге “Макасида” Сахави (рахматуллахи 'алейхи) приводится хадис от 'Умара (радиаллаху 'анху), что Расулюллах (салляллаху 'алейхи уа саллям) сказал: “В моей общине постоянно находятся пятьсот приближенных к Аллаху рабов и сорок абдалей (величайших праведников). Когда кто-то из них умирает, другой сразу же занимает его место”. Сахабы спросили его: “А каковы у них самые особые деяния?” Расулюллах (салляллаху 'алейхи уа саллям) ответил, что они прощают угнетателей и относятся с добром к тем, кто причиняет им зло, и делятся с другими уделом, который даёт им Аллах Та'аля, и обращаются с другими сострадательно. В другом хадисе говорится, что тот, кто накормит голодного, даст одежду нуждающемуся или предоставит место для ночлега путнику, тому Аллах Та'аля даст защиту от ужаса в день Суда. Яхъя Бармаки (рахматуллахи 'алейхи) каждый месяц тратил тысячу дирхамов на хазрата Суфьяна Саури (рахматуллахи 'алейхи), а Суфьян Саури в сажда просил для него до'а: “О Аллах! Яхъя обеспечил меня в этом мире, обеспечь его Своей милостью в ахирате!” Когда Яхъя умер, люди спросили его во сне, что с ним произошло. Он ответил, что благодаря до'а Суфьяна его простили.
После этого Расулюллах (салляллаху 'алейхи уа саллям) рассказал про ценности того, чтобы накормить держащего уразу. В другом хадисе говорится, что человек, который из честного заработка в рамазане накормит бедняка на ифтар, то ангелы просят для него милость по ночам в течение всего рамазана, а в Ночь Кадр Джибраиль ('алейхис салям) пожимает ему руку. Сердце того человека, которому пожимает руки Джибраиль ('алейхис салям), становится мягким, и из глаз текут слёзы. Хаммад бин Салама, известный хадисовед, угощал на ифтар ежедневно пятьдесят человек. После упоминания ценностей ифтара Расулюллах (салляллаху 'алейхи уа саллям) сказал, что начало рамазана это милость, то есть ниспосылаются блага Аллаха. И эта милость для всех мусульман. А для благодарных за неё, милость увеличивается.
С середины месяца начинается прощение. Так как часть уразы прошла и её вознаграждение и икрам начинается с прощения. И последняя часть является освобождением от огня ада.
Во множестве хадисов приведены благовестия об освобождении от огня в конце рамазана. Рамазан делится на три части, как стало известно из вышеуказанного хадиса. По мнению автора, разница между всеми тремя частями милостью, прощением и освобождением от огня зависит от разных людей разделённых на три группы. Первая группа это люди, у которых нет груза грехов, для них с самого начала начинается дождь милостей и благ. Вторая группа это те, у которых имеется небольшой груз грехов, для них, после нескольких дней уразы, как вознаграждение, начинается искупление и прощение грехов. Третья группа людей те, у которых грехов много. Они после прошествия большей части уразы освобождаются от огня. А те, для кого с первого дня начинается милость, и их грехи прощены, получат несметное, великое число наград и благословений.
Затем Расулюллах (салляллаху 'алейхи уа саллям), побуждал к ещё одному вопросу, об облегчении хозяином работы своему рабу. Ведь у них тоже ураза и из-за множества работы им трудно её держать. Конечно же, если работы много, то не имеет значения, если взять на время ещё одного двух рабочих, но, конечно же, если работник держит уразу, иначе для них всё равно, что есть рамазан, что нет. А что уж говорить про того жестокого и недостойного хозяина, кто сам уразу не держит, и с бесстыдным лицом заставляет работать держащих уразу рабочих, и в случае, если из-за намаза и уразы работа идёт медленно, ещё вдобавок ругается и порицает их.
“И скоро узнают несправедливые, в какое бедственное место (джаханнам) они попадут”.
Затем Расулюллах (салляллаху 'алейхи уа саллям), приказал в рамазан чаще делать четыре вещи. Первая это калима шахадат. В хадисах она названа как лучший зикр. В “Мишкате” приводится хадис от Абу Са'ида Худри (радиаллаху 'анху), что Муса ('алейхис салям), попросил Аллаха Та'аля научить его какому-нибудь виду зикра для его восхваления. Ему было сказано читать Ля иляха илляллах. Хазрат Муса ('алейхис салям) сказал: “Этот зикр читают все Твои рабы, я же хочу что-нибудь особенное для себя”. Тогда было сказано: “О Муса! Если семь небес и всё, что в них есть, и семь земель положить на одну чашу весов, а калима тайиба на другую, то последняя перевесит”.
В одном хадисе сказано, что кто искренне скажет эту калима, все двери небес откроются для неё, и до Трона Аллаха она не встречает никаких препятствий, при условии, что говорящий оберегается от больших грехов. Таким образом, подтверждается качество Аллаха, что всеобще необходимые вещи Аллах Та'аля даёт неограниченно. Если размышлять над миром, становится ясно, что вещь насколько необходима, настолько общедоступна. Например: вода всеобще необходима, и Аллах Та'аля сделал её общедоступной для всех, а такую бесполезную вещь как химию, сделал редкой. Также калима тайиба является лучшей из всех зикров. Из множество хадисов известно её превосходство над другими зикрами, и Аллах сделал её лёгкой для всех, чтобы никто не лишился её, а если кто лишится, то это его несчастие. Словом, во множестве хадисов встречаются ценности калимы тайиба, которые я не привёл здесь ради краткости.
Вторая вещь, которую в вышеупомянутом хадисе велено делать чаще, — это истиѓфар. Ценности истиѓфара тоже приведены во многих хадисах. В одном хадисе сказано, что человеку, часто делающему истиѓфар, Аллах Та'аля даёт выход из любых трудностей, и избавляет от всех горестей, и даёт ему пропитание, откуда тот и не ожидает. В другом хадисе говорится, что человек в той или иной степени всё равно бывает грешным, но лучший грешник тот, кто кается. Также встречается хадис, что когда человек совершает грех, на его сердце появляется чёрная точка, если он раскаивается, она исчезает, если нет — остаётся. После этого Расулюллах (салляллаху 'алейхи уа саллям) велел просить следующие две вещи, без которых нельзя обойтись, это — просьба о получении джанната и о защите от джаханнама. Пусть Аллах Та'аля облагодетельствует нас с вами всем этим.
2. Хазрат Абу Хурайра (радиаллаху 'анху) передаёт, что Расулюллах (салляллаху 'алейхи уа саллям) сказал: “Моей общине даны пять особенных вещей, которые не были даны прежним общинам. Плохой запах изо рта держащего уразу нравится Аллаху Та'аля больше, чем запах муска. Рыбы в воде просят за них прощение до ифтара. Каждый день джаннат украшается для них и Аллах Та'аля говорит: “Скоро мои праведные рабы, сбросив с себя тяготы этого мира, придут к тебе”. В рамазане все непокорные шайтаны заковываются в цепи, так что они не могут творить свои плохие дела, как вне рамазана. И в последнюю ночь прощается тем, кто держал уразу”. Сахабы спросили: “Это Ночь Кадр?” Расулюллах (салляллаху 'алейхи уа саллям) ответил, что нет, но с рабочим расплачиваются по окончании работы.
Примечание: Расулюллах (салляллаху 'алейхи уа саллям) рассказал в этом хадисе про пять особых вещей, которые явились особым благом Аллаха Та'аля для этой общины, и не были даны держащим уразу из прежних общин. О если бы мы ценили это благо и старались получить этот особенный дар.
Первое, что плохой запах изо рта держащего уразу, появляющийся из-за голода, нравится Аллаху больше, чем запах муска. У толкователей хадисов, есть восемь разных мнений в значении этого высказывания, которые автор привёл подробно в своей книге “Шарх-мотта”. Но на его взгляд из них предпочтительнее три мнения. Первое, что в ахирате Аллах Та'аля даст в замену этого плохого запаха благовоние, которое превосходнее и благороднее муска. Это значение очевидное, и в нём нет разногласий. Далее в “Дурре Мансур” в одном хадисе есть также его объяснение, поэтому оно идёт вместо определения. Второе мнение таково, что когда в день воскрешения люди будут подниматься из могил, и у них изо рта будет исходить благовоние, это будет признаком соблюдения ими уразы. Третье значение, которое, по мнению автора, лучше двух предыдущих, что даже в этом мире Аллах Та'аля любит этот неприятный запах больше, чем запах муска. Это уже относится к теме любви. Кто испытывает любовь и привязанность к кому-то, даже её плохой запах для влюблённого лучше и приятней тысячи ароматов.
Цель верующего, держащего уразу — это совершенное приближение к Аллаху, чтобы Он занял место возлюбленного. Ураза является одним из самых любимых Аллахом поклонений. Воздаяние за каждое благодеяние передаётся ангелами, а награду за уразу Аллах Та'аля даёт Сам, потому что она чисто для Него. Некоторые говорят, что награда это сам Аллах Та'аля лично. А какое воздаяние может быть более великим, чем встретиться с Возлюбленным. В одном хадисе сказано, что ураза — это дверь ко всем видам поклонения. Она освещает сердце, из-за чего появляется желание ко всем поклонениям, но только когда ураза будет уразой. Не имеется ввиду быть просто голодным, а ураза с соблюдением всех правил и адабов, о чём будет рассказано подробно ниже в хадисе №9.
Здесь есть один вопрос, достойный внимания. На основе хадиса о плохом запахе изо рта некоторые имамы (законоведы) запрещают держащим уразу использовать мисвак после полудня. По мнению ханафитов, пользоваться мисваком в любое время желательно, потому что он удаляет запах от зубов, поскольку в упомянутом хадисе, говорится про запах из-за пустого желудка, а не из-за зубов. Далили ханафи имеются в книгах хадисов и фикха.
Второе благо это то, что рыбы просят прощение. Этим хотят рассказать о том, что за человека многие читают до'а И эта тема приводится во множестве хадисов. В некоторых хадисах сказано, что ангелы просят прощение для держащих уразу. Мой дядя Маулана Мухаммад Ильяс (рахматуллахи 'алейхи) говорит, что особенность по поводу рыб очевидно связана со словами Аллах Та'аля:
“Те, которые уверовали и творили благие дела, то сделает их (даже в этом мире) Милосердный любимыми”. (19 Марьям: 96). И в хадисе сказано, что когда Аллах Та'аля возлюбит кого-нибудь, то приказывает Джибраилю ('алейхис салям): “Я люблю этого человека, и ты люби его”. Джибраиль ('алейхис салям) начинает любить его, и объявляет на небесах, что такого-то человека Аллах Та'аля возлюбил, и вы тоже любите его. Все обитатели небес начинают любить его. После этого на землю поступает приказ любить его. Неудивительное явление, когда такого человека любят окружающие люди. И эта любовь распространяется настолько, что даже обитающие в воде творения начинают его любить и поэтому просят за него до'а. То есть, как бы выйдя за пределы суши, достичь моря — это высшая степень любви к нему. Далее таким же образом стало известно про до'а обитателей лесов.
Третья особенность — это украшение джанната. Об этом также приведено во многих хадисах. В некоторых хадисах сказано, что украшение джанната для рамазана начинается с начала года. И, как правило, что насколько внимания уделяется приезду ожидаемого человека, настолько заранее к нему готовятся. Также к свадьбе готовятся за несколько месяцев до неё.
Четвёртая особенность — это заковывание мятежных шайтанов в цепи, из-за чего уменьшается сила грехов. В благословенном рамазане из-за прибавления милостей Аллаха Та'аля и увеличения поклонения ожидалось, что шайтаны должны были изо всех сил до изнеможения стараться сбивать людей, чтобы грехи в этом месяце перешли за все пределы. Но, несмотря на это, наблюдается и подтверждено, что в общем, происходит уменьшение грехов. Сколько пьющих, которые специально не пьют в рамазане. Таким же образом явно уменьшаются и другие грехи. Но всё равно грехи совершаются. И из-за совершения грехов сомнений в слова хадиса нет. Потому что в тексте сказано, что заковываются мятежные шайтаны, на этом основании грехи, внушаемые не мятежными, не стоят волнения. Конечно, в других хадисах о заковывании шайтанов сказано без слова “мятежный”. Тогда, если в этих хадисах тоже имеется в виду заковывание мятежных шайтанов, потому что зачастую слово употребляется неопределённо, а в другом месте обнаруживается его уточнение, то вопросов нет. А если в этих хадисах имеется в виду связывание всех шайтанов, то и тогда не стоит волноваться из-за совершения грехов. Потому что, хотя грехи совершаются под действием шайтанов, но из-за постоянной привязанности, общения и их ядовитого действия вместе в течение всего года, нафс настолько привыкает к ним и находится под их влиянием, что более или менее сплетни за спиной человека не ощущаются им как сплетни, а наоборот входят в привычку. И по этой причине те люди, которые вне рамазана совершают много грехов, они и во время рамазана тоже совершают много грехов. А поскольку нафс постоянно с человеком, то это — его влияние.
Есть ещё одна причина, Расулюллах (салляллаху 'алейхи уа саллям) сказал, что когда человек совершает грех, на его сердце появляется чёрная точка. Если он раскаивается, она исчезает, если нет — остаётся. Если он совершает другой грех, то появляется новая точка. И так до тех пор, пока всё сердце не становится чёрным. Затем в это сердце не проникает добро. На это Аллах указывает в Коране.
“Так нет же! Покрыло ржавчиной их сердца то, что они приобретали”. (83 Обвешивающие: 14). В таком случае сердце само склоняется к грехам.
По этой причине многие совершают один грех без смущения, но когда пред ними предстаёт другой такой же грех, сердце ему противится. Например, если пьющему человеку предложить свинину, то он испытает к ней отвращение, хотя оба греха равносильные. Таким образом, когда вне рамазана совершают грехи, то сердца покрываются их цветом. Из-за чего для их совершения в рамазане шайтаны становятся ненужными. Одним словом, если в хадисе говорится о заковывании в цепи всех шайтанов, то и в этом случае тоже нет противоречий о совершении грехов в рамазане, а если имеется в виду заключение только скверных и мятежных шайтанов, то разногласий нет вообще. Автор придерживается последнего мнения. И каждый человек может наблюдать на собственном опыте, что в благословенном рамазане для совершения хороших дел или для удержания от грехов не приходится прилагать столько усилий, сколько вне рамазана. Бывает достаточно немного решимости и внимания.
По мнению Хазрата Шаха Мухаммада Исхака (рахматуллахи 'алейхи) эти хадисы относятся к двум категориям людей, то есть в отношении грешников заковываются только горделивые шайтаны, а в отношении праведных людей связываются все шайтаны подряд.
Пятой особенностью является прощение в последнюю ночь рамазана всех, кто держал уразу. Это тема была приведена ранее. Поскольку среди ночей рамазана самая превосходная — это Ночь Кадр, то поэтому сахаба подумали, что такое огромное благо может быть для этой ночи. Расулюллах (салляллаху 'алейхи уа саллям) сказал, что ценности Ночи Кадр отдельно, а данное благо это за окончание рамазана.
3. Ка'б бин Уджра (радиаллаху 'анху) рассказывает, что однажды Расулюллах (салляллаху 'алейхи уа саллям) сказал: “Подойдите к мимбару”. Мы подошли. И когда он встал на первую ступень, то сказал: “Аминь”. Когда поднялся на вторую ступень, то сказал: “Аминь”. Когда поднялся на третью, то сказал: “Аминь”. Когда он, (закончив проповедь), спустился вниз, мы сказали ему, что услышали от него сегодня такое, что никогда не слышали раньше. Он ответил: «Ко мне пришёл Джибраиль ('алейхис салям). И когда я поднялся на первую ступень, он сказал: “Гибель тому, кто встретил рамазан и всё равно не получил прощения”. Тогда я сказал: “Аминь”. Затем, когда я поднялся на вторую ступень, он сказал: “Гибель тому, кто услышал твоё благословенное имя и не сказал салават”. Я опять сказал: “Аминь”. Когда он поднялся на третью ступень, то произнёс: “Гибель тому, чьи родители, оба или один из них дойдут до старости своих лет, и благодаря им он не зайдёт в джаннат”. И я сказал: “Аминь”.
Примечание: В этом хадисе Хазрат Джибраиль ('алейхис салям) сделал три до'а проклятия. И Расулюллах (салляллаху 'алейхи уа саллям) на все три сказал аминь. Во-первых, проклятие такого приближённого к Аллаху Та'аля ангела, как Джибраиль ('алейхис салям), это не мало, затем ещё Расулюллах (салляллаху 'алейхи уа саллям) сказал аминь. То, насколько это проклятие стало суровым, очевидно. Пусть Аллах Та'аля даст нам уберечься от этих трёх вещей и защитит нас от того зла, иначе какие могут быть сомнения в нашей гибели. Из некоторых приведённых в “Дурре Мансур” хадисов становится известно, что Джибраиль ('алейхис салям) сам велел Посланнику Аллаха (салляллаху 'алейхи уа саллям) говорить аминь. И Расулюллах (салляллаху 'алейхи уа саллям) говорил аминь, что внушает ещё большие предостережения.
Первый человек — это тот, кто провёл месяц рамазан и не получил прощения. Это значит, что такое благословенное время, как рамазан, он провёл в пренебрежении и грехах, в то время как в рамазане прощение и милости Аллаха Та'аля льются, как дождь. И если человек провёл этот благословенный месяц, таким образом, что из-за своих грехов и недостатков лишился прощения Аллаха, тогда как он найдёт ещё лучшее время для прощения, и какие могут быть сомнения в его гибели. А способ заслужить прощения таков, что, совершая с большим старанием то, что положено в благословенном рамазане, а именно уразу и таравих, также надо раскаиваться за свои грехи и просить прощение.
Второй, для которого было сделано проклятие — это не читающий салават при упоминании имени Расулюллах (салляллаху 'алейхи уа саллям). Эта тема приводится также и во многих других хадисах. По этой причине, по мнению некоторых учёных, когда бы ни упоминалось благословенное имя Посланника Аллаха (салляллаху 'алейхи уа саллям), читать салават услышавшим его — ваджиб. Приводится ещё много других предостережений по поводу того человека, перед которым упомянуто имя Расулюллах (салляллаху 'алейхи уа саллям), и он не читает салават. В некоторых хадисах такого человека включают в число несчастных и жадных, далее называют его жестоким и потерявшим дорогу джанната, он даже назван входящим в джаханнам и грешником. И даже сказано, что он не увидит лицо Посланника (салляллаху 'алейхи уа саллям). Хотя осведомлённые учёные интерпретируют этот хадис, но никто не может отказаться от того, что явные высказывания Расулюллах (салляллаху 'алейхи уа саллям) в отношении тех, кто не читают салават, настолько строгие, что их трудно вынести. И почему бы и нет, ведь его заслуги для общины намного больше того, чтобы их можно было описать или пересказать. А кроме этого его прав над общиной столько много, что, глядя на них, не читающему салават все эти предостережения и предупреждение кажутся подходящими.
Сами ценности салавата таковы, что лишившийся их — это окончательно несчастный. Что может быть большей ценностью, чем то, когда на читающего салават Посланнику Аллаха (салляллаху 'алейхи уа саллям) один раз Аллах Та'аля посылает милость десять раз. И ангелы просят для него до'а о прощении грехов, о повышении степеней и о получении награды как гора Ухуд, чтобы заступничество Расулюллах (салляллаху 'алейхи уа саллям) было для него обязательным, и так далее и так далее. Далее довольство Аллаха Та'аля, Его милость, защита от Его гнева, спасение от ужасов Судного Дня, и увидеть перед смертью своё место в джаннате, и множество других обещаний названы за чтение салавата в особых количествах. Кроме того, удаляются бедность и голод. Появляется близость к Аллаху Та'аля и Его Посланнику (салляллаху 'алейхи уа саллям). Даётся помощь против врагов. Сердце очищается от лицемерия и ржавчины. Люди любят его. Есть ещё много других ценностей за чтение салавата в большом количестве, которые приведены в хадисах.
Законоведы дали следующее объяснение, что читать салават один раз в жизни это фарз. Учёные всех четырёх мазхабов согласны с этим. Конечно же, есть разногласия среди них относительно того, что при упоминании благословенного имени Расулюллах (салляллаху 'алейхи уа саллям) каждый раз читать салават обязательно или нет. По мнению некоторых учёных, читать салават при упоминании Расулюллах (салляллаху 'алейхи уа саллям) каждый раз это ваджиб, и по мнению других — это мустахаб.
Третий — это тот человек, у которого один или оба из его старых родителей живы, и он не ухаживает за ними настолько, чтобы из-за этого стать достойным джанната. Обязанности перед родителями подтверждаются также многими хадисами. В отношении обязанностей перед ними учёные пишут, что нужно обязательно слушаться родителей в отношении дозволенных дел. Далее пишут, что нельзя обходиться с ними непочтительно, обращаться к ним высокомерно, даже если они язычники. Не поднимайте ваш голос выше их голоса. Не зовите их по именам. Не главенствуйте над ними в каком-либо деле. В призыве их к добру и отстранении от зла будьте вежливыми, если они не примут вашего призыва, продолжайте относиться к ним благосклонно, и просите за них до'а о наставлении. Короче говоря, во всех делах соблюдайте уважение к ним.
В одном хадисе сказано, что самая лучшая дверь из дверей джанната — это отец. Если хочешь, — береги её, хочешь, — потеряй. Один сахаба (радиаллаху 'анху) спросил у Расулюллах (салляллаху 'алейхи уа саллям) о правах родителей? Расулюллах (салляллаху 'алейхи уа саллям) ответил: “Они — или твой джаннат, или джаханнам”. То есть их довольство — джаннат, а их недовольство — джаханнам. В одном хадисе сказано, что один взгляд послушного сына на отца с любовью и симпатией, имеет награду как за один принятый хадж. В другом хадисе сказано, что кроме многобожия, Аллах Та'аля прощает любые грехи, какие пожелает. Но за непокорность к родителям Аллах Та'аля даёт наказание уже в этом мире перед смертью. Один сахаба (радиаллаху 'анху) сказал, что намеревается идти на джихад. Расулюллах (салляллаху 'алейхи уа саллям) спросил, жива ли его мать. Он ответил, что да. Расулюллах (салляллаху 'алейхи уа саллям) сказал: “Ухаживай за ней, под её ногами находится джаннат для тебя”. В одном хадисе сказано, что довольство Аллаха Та'аля в довольстве отца, и недовольство Аллаха Та'аля в недовольстве отца. Во многих других хадисах также приводится о внимании и почтении к родителям.
Для тех, у которых имеются прегрешения на этот счёт, благодаря небрежению, а теперь их родителей нет в живых, в священном шари'ате есть искупление. В одном хадисе сказано, что у кого родители умерли, и он был непослушным им, то с помощью многократных до'а и прощения для них, он засчитается из числа послушных. В другом хадисе сказано, что лучшее добро после смерти отца, это поддерживать отношения с его знакомыми.
4. Хазрат 'Убада (радиаллаху 'анху) рассказывает, что однажды Расулюллах (салляллаху 'алейхи уа саллям) ближе к рамазану сказал: “Подошёл месяц рамазан, который является очень благословенным. В этом месяце внимание Аллаха Та'аля обращено к вам. Он ниспосылает особую милость, прощает грехи, принимает до'а. Аллах Та'аля смотрит на ваше рвение в хороших делах (танаффус), и гордится перед ангелами. Так покажите Аллаху Та'аля свои хорошие поступки. Поистине несчастный тот, кто даже в этом месяце лишился милости Аллаха Та'аля”.
Примечание: Танаффус — это когда в жадности к другим начинаешь трудиться, или трудишься в состязании, оставляя других позади. Пусть приходят хвастливые и принятые люди, и покажут свои драгоценности. Не из-за гордости, а как признание блага пишу. Хотя из-за своей слабости сам ничего не могу делать, но радуюсь, когда вижу женщин своего дома, что у большинства из них есть стремление опережать других в чтении Корана. Без особых трудностей, вместе с домашней работой они ежедневно читают по пятнадцать, двадцать джузов Корана. Пусть Аллах Та'аля примет это Своей милостью и даст возможность к большему.
5. Расулюллах (салляллаху 'алейхи уа саллям) сказал, что в месяц рамазан каждый день и каждую ночь у Аллаха Та'аля освобождаются обречённые (в джаханнам). У каждого мусульманина каждый день и каждую ночь обязательно принимается одно до'а.
Примечание: Во множестве хадисов сказано, что до'а держащего уразу принимается. В некоторых хадисах сказано, что до'а принимается во время ифтара. Но в это время наши мысли так поглощены едой, что где уж до возможности для до'а, даже сама до'а для ифтара забывается. Известное до'а для ифтара следующее:
“О, Аллах! Ради Тебя я держал уразу, и уверовал в Тебя, и на Тебя положился, и Твоим пропитанием сделал ифтар”.
В книгах хадисах встречается до'а покороче. Хазрат 'Абдуллах бин Мас'уд (радиаллаху 'анху) во время ифтара делал следующее до'а:
“О, Аллах! Прошу, благодаря Твоей милости, которая охватывает всё, прости меня”. В некоторых книгах приводится от самого Расулюллах (салляллаху 'алейхи уа саллям) это до'а:
“О, дающий обильно, прости меня”.
Также в хадисах приводится много других до'а. Но не определяется какое либо особое до'а. Это время, когда до'а принимается, просите для своих нужд. Если вспомните, то упомяните и этого грешника. Он просящий, а у просящего бывает право.
6. Абу Хурайра (радиаллаху 'анху) говорит, что Расулюллах (салляллаху 'алейхи уа саллям) сказал: “У троих до'а не отвергается. Это держащий уразу во время ифтара, справедливый правитель, обиженный. Его до'а Аллах поднимает выше облаков, и открывает небесные двери для неё. И говорится ему: “Тебе обязательно будет помощь, даже если через некоторое время”.
Примечание: В “Дурре Мансур” Хазрат 'Айша (радиаллаху 'анха) говорит, что когда наступал рамазан, цвет лица у Расулюллах (салляллаху 'алейхи уа саллям) изменялся, намазы увеличивались, в до'а он проявлял большую смиренность, и его охватывал страх. В другом хадисе она рассказывает, что до окончания рамазана он не ложился на свою постель.
В одном хадисе сказано, что Аллах Та'аля в месяц рамазан приказывает ангелам, которые держат Его Трон, чтобы они оставили своё поклонение и говорили аминь на до'а держащих уразу. Из многих хадисов становится известно, что до'а в рамазане принимается особенно, и это бесспорно. Раз это обещание Аллаха Та'аля, и передано правдивым Посланником (салляллаху 'алейхи уа саллям), то нет никаких сомнений в исполнении до'а. Но после этого некоторые люди просят до'а о каком-то деле, и оно не получается, то из этого не следует думать, что до'а не принялось. Скорее, надо понимать смысл того, что до'а принимается.
Расулюллах (салляллаху 'алейхи уа саллям) сказал, что когда мусульманин делает до'а с условием, что не просит порвать родственные отношения или совершить грех, то одно из трёх он обязательно получает. Или ему дают то, что он просил, или вместо этого от него удаляется какая-то беда, или ему дают награды в ахирате. В одном хадисе сказано, что в день Суда Аллах Та'аля призовёт Своего раба и спросит его: “О, Мой раб, Я приказывал тебе делать до'а, и обещал принимать твоё до'а. Просил ли ты у Меня до'а?” И он подтвердит, что просил. На это будет сказано Аллахом Та'аля: “Не было ни одного до'а, которое ты просил, и Я не принял бы. Ты просил до'а, чтобы удалить такую-то трудность, Я выполнил эту твою просьбу в этом мире. И ты просил до'а для того, чтобы удалить твоё горе, но ты не увидел его действия, вместо этого Я для тебя назначил такую-то награду”. Расулюллах (салляллаху 'алейхи уа саллям) сказал, что ему напомнят каждое до'а, и скажут, было ли оно принято в этом мире или возмещено в ахирате. Когда он увидит столько наград, он пожелает, чтобы в этом мире никакое его до'а не принималось, чтобы за них получить больше награды в ахирате. Короче говоря, до'а очень важная вещь. Пренебрегать им, это огромные потери и убытки. А если не увидишь глазами их действия, то не надо отчаиваться.
Из длинного хадиса, который приводится в конце этой книги, становится известно также и то, что Аллах Та'аля смотрит на пользу человека. Если есть польза в том, что он просит, то Аллах Та'аля даёт ему, иначе нет. Это большая милость Аллах Та'аля, потому что иногда из-за своего непонимания мы просим такие вещи, которые для нас неподходящи. Кроме этого другая очень важная вещь достойная внимания то, что много мужчин и особенно женщин имеют болезнь в гневе проклинать своих детей. Помните, что у Аллаха Та'аля бывают такие времена, когда до'а особо принимается. То, что просишь, то и получаешь. Эти глупые сначала ругают в гневе своих детей, а когда они попадают в какую-нибудь беду, начинают плакать. И даже не задумываются, что они сами призывали беду на них.
Расулюллах (салляллаху 'алейхи уа саллям) сказал, чтобы не призывали проклятия на себя, на своих детей, далее на своё имущество и на своих слуг. Не дай Аллах Та'аля, чтобы это случилось в особое время, когда до'а принимается, особенно в месяц рамазан. Весь месяц — это особое время, в котором необходимо стараться остерегаться.
Хазрат 'Умар (радиаллаху 'анху) говорит, что Расулюллах (салляллаху 'алейхи уа саллям) сказал, что в рамазане вспоминающий Аллаха Та'аля прощён, а просящий у Аллаха не остаётся разочарованным.
Приводится в книге Тарѓиб от хазрата ибн Мас'уда (радиаллаху 'анху), что в каждую ночь рамазана объявляющий объявляет: “О, ищущие благо! Внимание! Продвигаетесь вперёд. О, ищущие зла! Остановитесь и откройте глаза”. После чего этот ангел говорит: “Есть ли кто-нибудь просящий прощения, чтобы его простили? Есть ли кто-нибудь раскаивающийся, чтобы его раскаяние приняли? Есть ли кто-нибудь взывающий в до'а, чтобы на его до'а ответили? Есть ли кто просящий, что бы его просьбу выполнили?” После всего этого, очень важно и достойно внимания, что для того, чтобы до'а было принято, приводятся также некоторые условия. Из-за их несоблюдения часто до'а отвергается. Существенное из них — это харамное питание. Из-за него тоже до'а отвергается.
Расулюллах (салляллаху 'алейхи уа саллям) сказал: “Впавшие в трудности часто протягивают руки к небесам и просят до'а, говоря: “О, мой господь! О, мой господь!” Но как их до'а примется, когда их еда харам, их питьё харам, их одежда харам”. Историки пишут, что в Куфе была группа людей, до'а которых принимались. Когда приходил к власти тиран, они просили до'а, и он устранялся. Когда Хаджадж пришёл к власти, он организовал обед, на который специально пригласил этих людей. И когда они поели, он сказал: “Теперь я защищён от их до'а, потому что в их животы вошёл харам”. Теперь взгляните на халяльное пропитание в наше время, где постоянно стараются узаконить даже ростовщичество, служащие считают взятку, а торговцы обман, правильным.
7. Расулюллах (салляллаху 'алейхи уа саллям) сказал, что Аллах и его ангелы ниспосылают милость на совершающих сухур.
Примечание: Насколько великое благо и щедрость Аллаха Та'аля, что благодаря уразе, еду перед ней, называемую сухуром, Он сделал для общины деянием, за которое мусульмане получают награду. Во многих хадисах упомянуты ценности и награды сухура. 'Аллама 'Айни (рахматуллахи 'алейхи) приводит от семнадцати сахабов хадисы, в которых говорится о ценности сухура, и выразил единодушие учёных в том, что это мустахаб. Многие люди лишаются его ценностей из-за своей лени. А другие люди, поев после чтения таравиха, ложатся спать, и лишаются его награды. Как написано в словаре, сухуром называется еда, которая близка к рассвету. Некоторые говорят, что его время начинается с полуночи. Автор “Кашшаф” говорит, что это последняя шестая часть ночи, то есть если разделить ночь на шесть частей, последняя будет временем сухура. Например, если от захода солнца до рассвета двенадцать часов, то последние два часа будут временем сухура. И в нём тоже лучше позднее, но не настолько, чтобы ураза стала сомнительной. Ценности сухура приведены во многих хадисах.
Расулюллах (салляллаху 'алейхи уа саллям) сказал, что разница между нашей уразой и постом людей Писания (евреев и христиан) — это сухур. Они сухур не ели. В одном месте сказано, чтобы ели сухур, потому что в нём есть благословение. В другом хадисе сказано, что в трёх вещах есть баракат: в джама'ате, в сариде, и в сухуре. В этом хадисе джама'ат означает джама'ат вообще, будь то намаз или любое другое дело с джама'атом. Сказано, что с ним помощь Аллаха. Сарид это похлёбка из мяса с накрошенным в неё хлебом, очень вкусное блюдо. И третье — это сухур. Когда Расулюллах (салляллаху 'алейхи уа саллям) приглашал к себе кого-то на сухур, то говорил ему: “Пойдём поедим благословенную пищу”. В одном хадисе сказано: “Ешьте сухур, набирайтесь силы для уразы. Спите в полдень, помогите себе, чтобы встать в последнюю часть ночи”. Хазрат 'Абдуллах бин Харис (радиаллаху 'анху) рассказывает от одного сахаба, что тот пришёл к Расулюллах (салляллаху 'алейхи уа саллям) в то время, когда он ел сухур. Расулюллах (салляллаху 'алейхи уа саллям) заметил: “Это благословенная вещь, которую Аллах Та'аля дал тебе, и не бросай её”. Во многих хадисах Расулюллах (салляллаху 'алейхи уа саллям) побуждает, чтобы ели сухур. И даже сказал, что если ничего нет, то чтобы ели хотя бы один финик или выпили глоток воды.
Такую одновременно и еду и награду надо соблюдать особенно, так как это собственное же удовольствие, собственная польза и награда даром. Но надо помнить, что во всех делах крайности вредны. Поэтому нельзя есть так мало, чтобы чувствовать слабость в поклонении, и так много, чтобы весь день ходить и отрыгивать. То есть в самом хадисе на это есть указание, где сказано съедать хотя бы один финик или выпивать глоток воды. Далее есть также отдельные хадисы именно об ограничении переедания. Хафиз ибн Хаджар (рахматуллахи 'алейхи) пишет в толковании Бухари, что баракат сухура содержится в разных причинах. Это следование сунне, противопоставление людям писания, они не едят его, а мы сколько можем обязаны различаться с ними. Далее это сила для поклонения, увеличение воодушевления к поклонению, далее из-за сильного голода часто появляется плохое поведение, то это его подавление. Если придёт какой-нибудь нуждающийся в помощи, то это ему поддержка, для бедного соседа — помощь. Это особое время, когда до'а принимается. Благодаря сухуру даётся возможность просить до'а, и также появляется возможность делать зикр и так далее и так далее.
Ибни Дакикуль 'Ид (рахматуллахи 'алейхи) говорит, что по вопросу сухура есть разногласия у шейхов, что он противоречит цели уразы. Её цель это убить желание желудка и страстей. И цель сухура противоречит этому. Поэтому есть в таком количестве, чтобы это цель была потеряна, будет неправильно. Кроме этого в зависимости от нужды и возможностей люди различаются. По мнению недостойного слуги в этом незначительном разногласии решение таково, чтобы во время ифтара и сухура, как правило, кушали мало, но в зависимости от нужды допустимы различия. Например, учащиеся религии, им есть меньше полезно для уразы, вместе с этим это приносит вред получению знаний. Поэтому им лучше не уменьшать еду, так как религиозные знания в шари'ате имеют большое значение. То же самое относится к делающим зикр и другим группам, которые из-за уменьшения еды не смогут выполнять какие либо религиозные дела должным образом.
Однажды Расулюллах (салляллаху 'алейхи уа саллям), находясь на джихаде, объявил, что ураза в путешествии это не благочестие, хотя это было время рамазана. Но здесь необходимость джихада была выше. Конечно же, если в каких-либо религиозных делах, которые важнее уразы, не появляется слабость или лень, то правильнее будет есть меньше. В книге Шарх-Икна' приводится от 'Аллама Ша'рани (рахматуллахи 'алейхи), что с них взяли обет не есть досыта, особенно по ночам в рамазане. Лучше, если в рамазане есть меньше, чем вне рамазана, потому что какая будет ураза у человека, который на ифтаре и сухуре наполняет живот. Машаихи сказали, что тот, кто будет голодным в рамазане, тот будет защищён от силы шайтана весь год до следующего рамазана. И от многих других машаихов есть много суровых высказываний по этой теме.
В “Шарх-Ихья” рассказывается, что Сахл бин 'Абдуллах Тустари (рахматуллахи 'алейхи) ел раз в пятнадцать дней, и в рамазане один кусочек. Конечно же, каждый день из-за следования суннату он делал ифтар всего лишь водой. Хазрат Джунейд (рахматуллахи 'алейхи) постоянно держал уразу, но когда к нему приезжал кто-нибудь из (праведных) друзей, то он прекращал уразу из-за него, и говорил, что есть с такими друзьями, имеет ценности не меньше, чем держать уразу. И тысячи случаев из жизни предков свидетельствуют, что они, с помощью того, что ели мало, исправляли свой нафс. Но условие то же, чтобы не было потери в других религиозных делах.
8. Расулюллах (салляллаху 'алейхи уа саллям) сказал, что много держащих уразу, для которых из их уразы ничего нет, кроме голода, и много выстаивающих ночи, которым из их поклонения ничего нет, кроме того, что не спали.
Примечание: Есть несколько мнений учёных в толковании этого хадиса. Первое, имеется в виду тот человек, который весь день держит уразу, и делает ифтар на харамные средства. Сколько было награды за уразу, ещё больше получилось греха за потребление харамных средств. Естественно, что он ничего не получил кроме голода весь день. Второе, имеется в виду тот человек, который держит уразу, но занимается сплетнями, про которого дальше будет рассказано. Третье мнение, — это тот, кто не оберегает себя от грехов во время уразы. Высказывания Расулюллах (салляллаху 'алейхи уа саллям) бывают всеобъемлющие, и все эти случаи сюда входят, а также и другие помимо них.
То же самое касается и бодрствования. Человек всю ночь поклонялся, и немного посплетничав, или сделав какую-нибудь другую глупость, теряет всё своё ночное поклонение. Например, если он пропустил утренний намаз, или бодрствовал всю ночь ради показа, то бодрствование бесполезно.
9. Расулюллах (салляллаху 'алейхи уа саллям) сказал, что ураза это щит для человека, пока он не сломает его.
Примечание: Быть щитом означает, что точно так же, как щитом человек защищается, так же и ураза защищает от врага, то есть шайтана. В одном хадисе сказано, что ураза это защита от наказания Аллах Та'аля. В другом хадисе сказано, что ураза это защита от ада. В одном хадисе приводится, что кто-то спросил у Расулюллах (салляллаху 'алейхи уа саллям) о том, что портит уразу. Расулюллах (салляллаху 'алейхи уа саллям) ответил: “Ложь и сплетни”. В этих двух и также во многих других подобных хадисах, велено оберегаться от подобных дел, другими словами это потеря уразы. В наше время это считается обычным проведением времени уразы.
По мнению некоторых учёных ложь и сплетни портят уразу. Обе эти вещи по их мнению такие же, как еда и питьё, которые портят уразу. Хотя, по мнению большинства учёных, ураза не нарушается, но баракат уразы уходит, и с этим согласны все.
Машаихи написали шесть правил соблюдения уразы, которые необходимо выполнять держащим уразу. Первое, оберегать взгляд, чтобы он не попал на что-либо ненужное. И даже говорят, не смотреть на жену страстным взглядом, не говоря уж о том, чтобы не смотреть на чужих женщин. Также беречь свой взгляд от пустых развлечений и прочего запрещённого. Расулюллах (салляллаху 'алейхи уа саллям) сказал, что взгляд это одна из стрел шайтана. Человеку, который бережёт свой взгляд из-за страха перед Аллахом, Аллах Та'аля даст такой нур имана, сладость и вкус которого он почувствует в сердце. Суфии объясняют, что такое ненужное. В него входит всё, из-за чего уходит внимание от Аллаха Та'аля и переключается на другое.
Второе, оберегать свой язык. Сюда входит ложь, сплетни, клевета, злословие, ругань и пустословие. В хадисе в Бухари приводится, что ураза это щит для человека. Поэтому необходимо для держащего уразу, чтобы с его языка не сходили непристойные или непотребные слова, например, насмешка, ссора и так далее. Если кто-то начнёт с тобой ругаться, ответь ему, что у тебя ураза, то есть не вмешивайся даже если при том, что он начал первым. Если он понимающий, то скажи ему, что у тебя ураза, а если он глупый и не понимает, объясни своему сердцу, что отвечать на эти пустословия глупо и ни к чему. Особенно надо оберегаться от сплетен и лжи. По мнению некоторых учёных, как было сказано ранее, это портит уразу.
Во времена Расулюллах (салляллаху 'алейхи уа саллям) две женщины держали уразу. Они почувствовали такой голод, что не смогли терпеть и были близки к смерти. Сахаба обратились к Расулюллах (салляллаху 'алейхи уа саллям). Тогда он послал им чашу и велел в неё вырвать. Обоих вырвало, и вышли куски мяса и свежая кровь. Люди очень удивились. Тогда Расулюллах (салляллаху 'алейхи уа саллям) заметил, что они держали уразу от халяльного пропитания Аллаха Та'аля, а съели харам, так как обе женщины сплетничали про людей. Из этого хадиса вытекает понимание ещё одной темы, что из-за сплетен ураза становится намного труднее, настолько, что эти женщины из-за уразы дошли до полусмерти. Таково же действие и других грехов. И это подтверждается опытом. Ураза не сказывается на большинство богобоязненных людей, а грешники часто во время уразы плохо себя чувствуют. Поэтому, если вы хотите, чтобы ураза не ощущалась, лучший для этого способ это оберегаться от грехов, особенно сплетен, которые люди сделали занятием для быстрого времяпрепровождения во время уразы.
Аллах Та'аля в Своей Книге назвал сплетни поеданием мяса своего брата. И в хадисах тоже часто встречается такие случаи, из которых становится известно, что сплетни на самом деле являются поеданием мяса человека. Расулюллах (салляллаху 'алейхи уа саллям) однажды, увидев нескольких людей, сказал им прочистить свои зубы. Они ответили, что они сегодня даже не пробовали мяса. Расулюллах (салляллаху 'алейхи уа саллям) сказал им, что мясо такого-то человека застряло в их зубах. Узнали, что они сплетничали про него.
Пусть Аллах Та'аля сохранит нас, потому что мы очень сильно этим пренебрегаем. Не будем говорить о простых людях, высокопоставленные заняты сплетнями. Не говоря уж о людях, которые поглощены мирским, редко встречаются собрания религиозных людей, которые свободны от них. И больше того, часто люди даже не считают, что занимаются сплетнями. Если в чьём-то сердце появляется опасение, что это сплетни, то оправдываются тем, что это есть на самом деле. У Расулюллах (салляллаху 'алейхи уа саллям) спросили: “Что такое сплетни (гибат)?” Он ответил, что это когда за чьей-нибудь спиной говорят то, что тому бы не понравилось. Его опять спросили: “А если это на самом деле имеется?” Расулюллах (салляллаху 'алейхи уа саллям) сказал, что это всё равно сплетни, а если это неправда, то это клевета. Однажды Расулюллах (салляллаху 'алейхи уа саллям) проходил мимо двух могил и сказал, что этих двоих наказывают, одного за сплетни, другого из-за неосторожности с мочой.
Расулюллах (салляллаху 'алейхи уа саллям) сказал, что у ростовщичества более семидесяти видов и самая его малая степень приравнивается к прелюбодеянию с матерью. И один дирхам ростовщичества это хуже, чем тридцать пять раз заниматься прелюбодеянием, а наихудшая форма ростовщичества — это оскорбить мусульманина. В хадисах содержатся суровейшие предостережения о сплетнях и оскорблении мусульманина. Моё сердце желало бы собрать из них достаточное число хадисов, потому что наши собрания очень сильно заполнены этими грехами, но здесь другая тема, поэтому на этом достаточно. Пусть Аллах Та'аля сохранит нас от этой беды, а также и меня грешного сохранит благодаря вашим до'а, так как я часто погрязаю в скрытые болезни.
Третье, что необходимо соблюдать держащему уразу, это оберегать уши. На всё то, что запрещается высказывать и произносить языком, также запрещается обращать своё внимание и слушать. Расулюллах (салляллаху 'алейхи уа саллям) сказал, что тот, кто сплетничает и кто слушает, оба грешника.
Четвёртое, оберегать остальные части тела. Например, останавливать руки от того, чтобы хватать запрещённое, ноги от хождение к запретному и также другие части тела. Таким же образом оберегать желудок от сомнительного на ифтаре. Человек, который держал уразу и делает ифтар харамом, похож на того человека, который лечит какую-нибудь болезнь и добавляет в лекарство яд. Лекарство лечит болезнь, но подмешанный яд убивает.
Пятое, во время ифтара не набивать живот, даже если это халяль, так как теряется цель уразы. Целью уразы является уменьшение силы страстей и жестокости, и увеличение силы нура и качеств ангелов. Одиннадцать месяцев мы много ели. Что с нами случится, если один месяц станем есть меньше. А мы на ифтаре пытаемся возместить всё потерянное, а на сухуре едим для предохранения столько, сколько не приходилось есть никогда, вне рамазана. Имам Газали (рахматуллахи 'алейхи) пишет что, как можно достичь цели уразы, то есть уничтожения ярости иблиса и страстей нафса, когда на ифтаре человек навёрстывает упущенное в таком количестве, что цель погибает. В действительности мы только лишь поменяли время своей еды и не больше этого, а наоборот увеличиваем число разнообразных блюд, которые вне рамазане и не видим.
У людей есть привычка оставлять лучшую еду для рамазана. И нафс после дневного голода нападает на еду и ест досыта. А мы вместо того, чтобы ослабить силу нафса, потакаем ему, и это становится против цели уразы. Смысл в том, чтобы извлечь пользу из всех целей, достоинств и назначений уразы. Но всего этого можно добиться только тогда, когда будешь немного ощущать голод. Наибольшая польза уразы, которая стала известна, подавление своего нафса, тоже зависит от того, чтобы побыть некоторое время в состоянии голода. Расулюллах (салляллаху 'алейхи уа саллям) сказал: “Шайтан передвигается по телу человека как кровь, так перекройте ему пути голодом”. Когда все части тела сыты, то нафс голодный, а когда нафс сытый, то все части тела голодны.
Вторая цель уразы это быть похожим на бедных и узнать их состояние. Это тоже можно достичь только тогда, когда на сухуре не набивать желудок блинами столько, чтобы не чувствовался голод до ифтара. Схожесть с бедняками возможна, когда некоторое время вас беспокоит голод. К Бишар Хафи (рахматуллахи 'алейхи) пришёл один человек. Бишар дрожал от холода, а его одежда лежала рядом. Пришедший спросил разве это время, чтобы раздеваться. Он ответил: “Бедных людей очень много. И у меня нет возможности сочувствовать им всем. То я хотя бы посочувствую им стольким, что буду похожим на них”.
Машаихи в общем осудили, а учёные разъяснили: автор “Маракиль фалях” (рахматуллахи 'алейхи) пишет, что нельзя излишествовать в сухуре, как это делают богатые люди, из-за этого теряется цель уразы. 'Аллама Тахтави (рахматуллахи 'алейхи) в его толковании пишет, что цель уразы это ощутить состояние голода, для того чтобы это послужило для наибольшей награды, и для сочувствия к бедным людям. Расулюллах (салляллаху 'алейхи уа саллям) сказал, что Аллах Та'аля из всех заполнений сосудов больше всего не любит заполнение желудка. В одном месте Расулюллах (салляллаху 'алейхи уа саллям) сказал, что для человека, чтобы спина была прямая, достаточно несколько кусочков еды. Если человек сильно хочет есть, то он должен есть так, чтобы одна третья часть желудка была для еды, другая для воды, а остальное оставить пустым. Была же какая-то причина, что Расулюллах (салляллаху 'алейхи уа саллям) по несколько дней подряд держал уразу и ничего не ел между ними.
Я видел своего шейха Маулану Халиля Ахмада (наввараллаху маркадаху) в течение всего месяца рамазан. Он во время ифтара и сухура не ел больше, чем полтора чапати (тонкая лепешка, которая весит 150г.), а если кто-то из учеников предлагал ему, то он говорил, что не хочет есть и сидит за едой из-за других людей. Больше того, я слышал про шейха Абдуррахима Райпури (рахматуллахи 'алейхи), что несколько дней порой проходили так, что на сухуре и ифтаре он пил просто несколько чашек чая без молока. Однажды один его искренний ученик, Маулана Шах АбдульКадир (рахматуллахи 'алейхи) с мольбой попросил его, чтобы он что-нибудь поел, а то сильно ослабеет. На что хазрат ответил: “Альхамду лиллях, я чувствую наслаждение джанната”. Если Аллах даст нам грешным последовать за такими людьми, это будет нашим счастьем.
Шестое, на что необходимо обратить внимание держащему уразу, это надо бояться того, что твоя ураза достойна принятия или нет. И таким же образом после каждого поклонения неизвестно, вдруг есть какая-нибудь ошибка, которую мы и не заметили, из-за чего наше поклонение может быть брошено нам обратно в лицо. Расулюллах (салляллаху 'алейхи уа саллям) сказал, что есть множество чтецов Корана, читающих его, которых Коран проклинает. Расулюллах (салляллаху 'алейхи уа саллям) сказал, что из первых людей, которых призовут к расчёту в Судный день, один будет шахид, которого позовут. И ему перечислят все блага Аллаха, которые были даны. Он их все признает. Тогда Аллах спросит его о том, что он с ними делал. Он ответит: «Я пошёл на джихад ради Тебя и был там убит». Аллах скажет: «Ты лжешь, ты участвовал в войне, чтобы тебя называли героем, и это сказали». Затем по поводу него распорядятся, и поволокут его лицом по земле, и бросят в джаханнам. Следующим будет учёный. Его позовут таким же образом и, напомнив о тех благах, которые ему были даны в этой жизни, спросят, что он делал взамен за эти блага. Он ответит, что набирался знаний и обучал людей ради Аллаха, и ради Аллаха читал Коран. Аллах скажет: «Ты лжешь. Ты набирался этих знаний, чтобы тебя называли учёным, и читал Коран, чтобы тебя называли кари, и это сказали». Затем по поводу него распорядятся и поволокут его лицом по земле, и бросят в джаханнам. Позовут одного богатого человека, которому Аллах Та'аля дал изобилие и наделил всякого рода богатством. Его также позовут, напомнят о данных ему благах и, получив признание, спросят: «Что ты сделал с этими благами?» Он ответит: «Я не пропустил ни одного случая, что бы ни потратить деньги, зная, что из-за этого Ты можешь стать доволен». Аллах скажет: «Ты лжешь. Ты тратил деньги для того, чтобы тебя называли щедрым, и это сказали». И его также по приказу поволокут лицом по земле и бросят в джаханнам. Сохрани нас Аллах. Это всё плоды неправильных намерений.
В хадисах упоминается много подобных случаев. Поэтому держащему уразу надо охранять свое намерение и бояться за него, а также читать до'а, чтобы Аллах Та'аля сделал его причиной Своего довольства. Но вместе с этим достойно внимания также и то, что не считать свои деяния достойными принятия, — это одно, а взгляд на милость щедрого Господа — это другое. И проявление Его милости совершенно удивительно. Иногда даются награды даже за грехи, то, что уж говорить о деяниях с недостатками.
Эти шесть качеств называют необходимыми для праведных в общем, а для особо приближенных прибавляется еще седьмое. Это не давать своему сердцу отвлекаться на что-либо помимо Аллаха так, что даже во время уразы думать о том, есть ли что-нибудь для ифтара или нет, считается ошибкой. Некоторые шейхи пишут, что пытаться приобрести что-либо для ифтара на вечер тоже ошибка, так как это недостаток в вере в обещание Аллахом пропитания. В “Шарх-Ихья” написаны истории некоторых шейхов. Если приходило что-либо откуда-нибудь до ифтара, они отдавали это кому-нибудь другому. Не дай Аллах, чтобы это отвлекло внимание, и в полагание на Аллаха вкрались какие либо изъяны. Но подобное относится только к великим людям. А нам неуместно даже мечтать об этом. И пока мы не дошли до такой степени, осваивать подобные деяния будет подвергать себя гибели. Толкователи Корана пишут, что в аяте
«и предписана вам ураза» ураза сделана фарзом для каждой части тела. Так ураза языка это оберегание ото лжи, ураза ушей — не слушать запрещенное, ураза глаз — оберегание их от забав и зрелищ, также и остальные части тела, а также ураза нафса это отстранение от жадности и страстей. Ураза сердца это освобождение его от любви к миру, ураза души — отстранение от наслаждений ахирата, и ураза серри хас (одной из четырёх частей сердца) это отстранятся от всего помимо Аллаха.
10. Расулюллах (салляллаху 'алейхи уа саллям) сказал, что если человек без уважительной причины прервёт уразу хотя бы в один день рамазана, то он не сможет возместить её, даже если будет держать уразу всю жизнь.
Примечание: Некоторые учёные, в число которых входит также Хазрат 'Али (радиаллаху 'анху) и другие, на основании этого хадиса придерживаются мнения, что даже за один потерянный день уразы не может быть восполнения, даже если держать уразу всю жизнь. Но, по мнению большинства законоведов, не державший уразу с самого начала дня в рамазане должен за одну пропущенную уразу соответственно держать ещё один день. А державший и затем прервавший её должен в возмещение за один день держать уразу два месяца, и только в этом случае произойдёт освобождение от фарза. Конечно же, для того человека ни бараката, ни ценности рамазана и быть не может. В этом и заключается смысл хадиса, что не возможно получить тот баракат, который достигается, держа уразу в благословенном рамазане. Это всё, что можно достичь в случае возмещения пропущенной уразы. А если её вообще не держать, как в наше время делают некоторые грешники? Так что же можно сказать об их заблуждении?
Ураза это один из столпов ислама. Расулюллах (салляллаху 'алейхи уа саллям) сказал, что ислам основан на пяти столпах. Первое это свидетельство единобожия и пророчества, затем идут четыре известных нам столпа: намаз, ураза, хадж и закят. Как много в наше время таких, которые при переписи населения считаются как мусульмане, но из этих пяти столпов не соблюдают ни одного. Пусть в государственных бумагах они значатся мусульманами, но как их могут засчитать мусульманами в списках Аллаха?
Ибни 'Аббас (радиаллаху 'анху) сказал, что ислам основан на трёх столпах, это свидетельство калимы, намаз и ураза, кто оставит один из них, тот кафир, и его кровь разрешена. Пусть учёные связывают такие хадисы с отрицанием этих деяний или дают другие объяснения, но в то же время мы не можем отрицать тот факт, что Расулюллах (салляллаху 'алейхи уа саллям) высказался очень строго о таких людях. Пренебрегающим фарзами надо остерегаться гнева Аллаха, так как от смерти никто не убежит. Удовольствия этой жизни преходящие, а приносящее пользу — это только покорность Аллаху.
Многие невежды ограничиваются хотя бы тем, что не держат уразу, и всё, но многие другие идут ещё дальше, и часто говорят такое, что доводит их до куфра. Говорят, например, что пусть держат уразу те, у которых нечего есть, или что Аллах получит от наших мучений от голода, и тому подобное. К таким словам надо быть очень осторожными. Поразмыслив внимательно, стоит понять, что насмешки даже над малейшим благодеянием в религии становятся причиной неверия.
Если человек не читал всю жизнь намаза и не держал никогда уразы и не соблюдал также других фарзов, при условии, что он не отрицает их, он не считается кафиром. За тот фарз, который он не совершил, ему будет грех. А за те деяния, которые он совершил, он получит награду. Но насмешка над мельчайшим делом в религии — это куфр, из-за чего намазы и ураза за всю жизнь и другие хорошие деяния теряются. Поэтому не высказывайтесь подобным образом и насчет уразы также.
И если не насмехаться и тому подобное, то всё равно не соблюдающий уразу является преступником. И учёные разъясняют, что человек, который в рамазане открыто без причины не держит уразу, заслуживает смерти. Если нет возможности выполнить смертный приговор в связи с неисламским правлением, так как это дело амира–альмуэминин, то никто не освобождён от обязанности выразить отвращение к этому грязному поступку. И нет меньшей степени имана, чем считать это в сердце грехом.
Пусть Аллах ради Своих покорных рабов даст возможность и мне тоже совершать добрые деяния, так как я один из допускающих много недостатков. Думаю, что в первой главе десять хадисов достаточно. Для покорных достаточно и одного хадиса, а для непокорных сколько бы ни писалось, всё бесполезно. Пусть Аллах Та'аля даст всем мусульманам возможности совершения праведных дел.