Аль-Ахадис Аль-Кудсийа

Предисловие
Аль-Ахадис (1-40)
Хадисы Пророка (41-80)
Хадисы Пророка (81-120)
Хадисы Пророка (121-160)
Хадисы Пророка (161-200)

ХАДИС 1
По свидетельству Абу Хурейра (да будет Аллах благосклонен к нему!), который передал нам слова Посланника Аллаха (да будет на нем благословение и мир Аллаха!):
Когда Аллах назначил быть Своему творению, Он (возложил) на Себя (ответственность1), записав в Своей Книге: "Милость Моя берет верх над гневом Моим".
Бухари и Муслим

ХАДИС 2
По свидетельству Абу Хурейра (да будет Аллах благосклонен к нему!) со слов Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!), который поведал (нам): Всевышний Аллах сказал:
Сын2 Адама отверг Меня, а у него не было на это никакого права. И он оскорбил Меня, и не было у него на это никакого права. Он отверг Меня, сказав следующее: "Он никогда не воспроизведет3 меня в том виде, в котором Он произвел меня первоначально". - Но ведь первичное творение отнюдь не легче повторного воспроизведения. Он оскорбил Меня, сказав следующее: "Аллах взял сына4 на Себя". Я же - Один, и у Меня - вечное пристанище для рода людского. Не зачинал Я и Сам не был зачат, и никто со Мной не сравним5.
Бухари и ан-Нас'аи

ХАДИС 3
По свидетельству Зайда ибн Халида аль-Джуханийи (да будет Аллах благосклонен к нему!), который сказал:
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) вел утреннюю молитву для нас в аль Худайбийе сразу после выпавшего той же ночью дождя. Когда Пророк, (закончив молитву), вышел, он обратился к людям со следующими словами: "Вы знаете, что сказал ваш Господь?"
Они ответили: "Аллах и Его Посланник знают лучше". (Всевышний Аллах) сказал: "Этим утром один из Моих слуг уверовал в Меня, другой же (напротив) обратился в неверие. Тот (из них), кто сказал: нам был послан дождь по мановению и милости Аллаха, - он-то и уверовал в Меня; тот же, кто сказал: нам был послан дождь такой-то и такой-то звездой, - он-то и обратился в неверие и стал поклоняться звездам".
Бухари, Малик и ан-Нас'аи

ХАДИС 4
По свидетельству Абу Хурейра (да будет Аллах благосклонен к нему!), который передал нам слова Посланника Аллаха (да будет на нем благословение и мир Аллаха!):
Сыны Адама выступают против превратностей Времени6. Но Я-то и есть Время7. В руке Моей и Ночь, и День8.
Бухари и Муслим

ХАДИС 5
По свидетельству Абу Хурейра (да будет Аллах благосклонен к нему!), который передал нам слова Посланника Аллаха (да будет на нем благословение и мир Аллаха!), который поведал (нам): Аллах (да будет Он прославлен и возвышен!) сказал:
Я столь самодостаточен, что Мне нет нужды иметь соучастника (в Моих деяниях). А потому любое действие9 того, кто совершает его (не во имя веры в Бога Единого), а ради какого-либо другого10 (божества), причисляя его ко Мне, будет отвергнуто и не принято Мною по отношению к тому, кто совершил это действие, и Я оставлю его (на усмотрение того), кого он приписал Мне в соучастники.
Муслим и ибн Маджа

ХАДИС 6
По свидетельству Абу Хурейра (да будет Аллах благосклонен к нему!), который передал нам слова Посланника Аллаха (да будет на нем благословение и мир Аллаха!):
Первым из тех, над кем будет произнесен приговор в День Воскресения (на Суд), будет тот, кто умер мученической смертью. Он предстанет пред Аллахом, и Он даст знать ему о Своих дарах, и он признает их11. (Всевышний) скажет: "И как ты распорядился ими?" И тот ответит: "Я сражался за Тебя, пока не умер мученической смертью". Но скажет (Всевышний): "Ты лжешь. Ты действительно сражался, но лишь для того, чтобы (о тебе) могли сказать: он храбр и отважен. Так о тебе и говорили".
И потом (по предписанию от Господа) будет повелено протащить его лицом вниз12 (весь путь) к Огненному Аду и сбросить туда.
(Предстанет перед Господом и) другой человек, который занимался (научным и религиозным) знанием; учил этому (других) и (убеждал в этом) чтением Священного Кор'ана13. Он предстанет пред Аллахом и Аллах даст ему знать о Своих Дарах, и он признает их. (Всевышний) скажет: "Как ты распорядился ими?" И тот ответит: "Я учился (религиозному и научному) знанию и учил ему других, и я читал Кор'ан, - (и все это) во славу Тебя и ради Тебя". (Всевышний) скажет: "Ты лжешь. Ты действительно учился (религиозному и научному) знанию, но лишь для того, чтобы (о тебе) могли сказать: он образован, знающ. И ты читал Кор'ан, чтобы (о тебе) могли сказать: он - чтец Священного Кор'ана. Так (о тебе) и говорили".
И потом будет повелено протащить его лицом вниз (весь путь) к Огненному Аду и сбросить туда.
Будет там и тот, кого Аллах щедро одарил богатством и кому предоставил всевозможные блага. Он предстанет пред Аллахом, и Он укажет ему на все эти дары, и тот признает их. (Всевышний) скажет: "Как ты распорядился ими?" И тот ответит: "Я не оставил (без внимания ни одного пути, на которые Ты заповедал расходовать средства) без того, чтобы расходовать на нем то, (чем я владел), и (все это) во имя и ради Тебя" .
(Всевышний) скажет: "Ты лжешь. Ты делал это только для того, чтобы (о тебе) могли сказать: он щедр и великодушен, так (о тебе) и говорили".
Потом будет приказано протащить его лицом вниз весь путь к Огненному Аду и сбросить туда.
Муслим, ан-Нас'аи и ат-Тирмизи

ХАДИС 7
По свидетельству 'Укба бин 'Амир (да будет Аллах благосклонен к нему!), который сказал:
Я слышал, как Посланник Аллаха (да будет на нем благословение и мир Аллаха!) сказал: ваш Господь восхищается, когда пастух, находясь на вершине горного утеса, зовет на молитву и совершает ее. Аллах (да будет славен Он и возвышен!) говорит тогда: "Взгляните на Моего слугу - он зовет на молитву и совершает ее. Он благоговеет предо Мной и страшится вызвать гнев Мой. Я прощаю слуге Моему (его грехи) и допускаю его в Рай".
Ан-Нас'аи

ХАДИС 8
По свидетельству Абу Хурейра (да будет Аллах благосклонен к нему!), который передал нам слова Посланника Аллаха (да будет на нем благословение и мир Аллаха!):
"Молитва, совершаемая любым человеком, не продекларировавшим Сущность14 Священного Кор'ана во время совершения молитвы, недостаточна и неполноценна". (И он повторил это слово три раза). (И тут) некто, (уточняя), спросил Абу Хурейра: даже если мы находимся непосредственно за спиной имама?15 Он ответил: читайте ее16 про себя, так как я слышал, как Пророк (да будет на нем благословение и мир Аллаха!) говорил: Аллах (да будет Он могущ и велик!) сказал: "Я разделил молитву между Мной и Моим слугой на две половины, и Мой слуга получит то, о чем просит". Когда молящийся17 говорит18: альхамду лиляхи рабби'ль алямин (Хвала Аллаху, Господу Миров!), Аллах (да будет Он могущ и велик!) говорит: "Мой слуга воздал Мне хвалу". И когда он говорит: ар-рах-мани 'рахим (Всемилостив и Милосерден Он), Аллах (да будет Он могущ и велик) говорит: "Мой слуга превознес Меня (и возвысил над всеми)". И когда он говорит: малики йауми 'д-дин (Властелин Судного Дня), Аллах говорит: "Мой слуга прославил Меня", а в один из таких моментов Он сказал: "Мой слуга стал послушен Моей Воле и добровольно покорился Моей Власти". И когда он говорит: ийака на' буду уа ийака наста'ин (лишь пред Тобой колени преклоняем и лишь к Тебе о помощи взываем), Аллах говорит: "Это (взывание ко Мне) лишь между Мной и Моим слугой, и Мой слуга получит все, о чем он просит". А когда он говорит: ихдина 'с-си рата 'ль-муста'ким, сирата 'л-лядхина ан'амта алейхим гхейри 'ль-магхдуби 'алейхим уа ля 'д-даллин (направь прямой стезею нас, что Ты избрал для тех, кто милостью Твоею одарен, убереги нас от пути разгневавших тебя и тех, которые в неверии блуждают), Аллах говорит: "(Я внемлю этому зову Моего слуги) и этому быть для него, и он получит то, о чем просит".
Муслим, ан-Нас'аи, ат-Тирмизи и Абу Дауд

ХАДИС 9
По свидетельству Абу Хурейра (да будет Аллах благосклонен к нему!), который передал нам слова Посланника Аллаха (да будет на нем благословение и мир Аллаха!):
Первым из его деяний, за которое слуга Аллаха будет держать ответ в День Воскресения (на Суд), - его (отношение) к молитвам. Если они творились в указанном порядке19, то он преуспеет и получит прибыль20; если же они были неполноценны, то он потерпит провал и понесет убыток. Если в его ритуальных молитвах будет нечто неверное, Господь (да будет Он славен и возвышен!) скажет: "Посмотрим, есть ли у Моего слуги какие-либо добавочные молитвы, в которых будет содержаться завершающая часть того, чего не хватало в его ритуальных молитвах". И потом об остальных его деяниях21 будут судить подобным же образом.
Ат-Тирмизи, Абу Дауд и ан-Нас'аи

ХАДИС 10
По свидетельству Абу Хурейра (да будет Аллах благосклонен к нему!), который передал нам слова Посланника Аллаха (да будет на нем благословение и мир Аллаха!), который сказал: Аллах (да будет Он могущ и величен!) говорит:
Пост (соблюдается во имя) Меня и лишь Я назначаю награду за его соблюдение. Во имя и ради Меня (человек добровольно) отказывается от своих сексуальных нужд (порывов), пищи и питья. Пост подобен щиту, и тот, кто постится, испытывает два наслаждения: первое - когда он прерывает пост, и второе - когда он идет на встречу со своим Господом. Изменение в запахе изо рта22 того, кто соблюдает пост, угодное Аллаху больше, нежели запах самого мускуса23.
Бухари, Муслим и ат-Тирмизи

ХАДИС 11
По свидетельству Абу Хурейра (да будет Аллах благосклонен к нему!), который передал нам слова Посланника Аллаха (да будет на нем благословение и мир Аллаха!), который сказал: Аллах (да будет Он могущ и величен!) сказал:
О сын24 Адама, расходуй25 из своего добра, и Я буду расходовать на тебя.
Бухари и Муслим

ХАДИС 12
По свидетельству Абу Мас'уда аль-Ансари (да будет Аллах благосклонен к нему!), который передал нам слова Посланника Аллаха (да будет на нем благословение и мир Аллаха!):
Один человек, который жил до тебя26, был призван к ответу. В его (поведении) не нашлось ничего хорошего, разве что он всегда находился среди людей и, будучи весьма богатым, он приказывал своим слугам освобождать всякого, кто находился в стесненном материальном положении от уплаты долга27. Он (Пророк) поведал (нам) о том, что Аллах сказал: "В Своей щедрости Мы еще более достойны, чем вы в вашей. Отпустите его"28.
Бухари и Муслим

ХАДИС 13
По свидетельству 'Адийа ибн Хатима (да будет благосклонен к нему Аллах!), который сказал:
Я был с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!), и к нему пришли два человека. Один из них все жаловался на нужду, а второй - на разбойнические набеги. Что касается разбойничества, - сказал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!), то оно продлится недолго - всего лишь до тех пор, пока караваны будут отправляться в Мекку без охраны. А что касается бедности, то Час29 не наступит до тех пор, пока любому из вас не придется искать бедняка, который принял бы от вас милостыню. И тогда кто-нибудь из вас непременно предстанет пред Аллахом, и между вами и Им не будет ни завесы30, ни того, кто бы переводил для Него 31. Тогда Аллах скажет ему: "Разве не дал Я тебе (всевозможные) богатства?" И он ответит: "Дал". И скажет Аллах: "Разве Я не направил вам Своего Посланника?" И он ответит: "Да, (направил)". И он посмотрит направо и не увидит ничего, кроме пылающего огнем Ада. Тогда он посмотрит налево и вновь не увидит ничего, кроме пылающего Огня. А потому, (находясь все еще на земле,) пусть каждый из вас (попробует) хоть чем-то защитить себя от (карающего) Огня, будь то хлебной крошкой32, а если и ее не будет, тогда хотя бы добрым словом.
Бухари

ХАДИС 14
По свидетельству Абу Хурейра (да будет Аллах благосклонен к нему!), который передал нам слова Посланника Аллаха (да будет на нем благословение и мир Аллаха!):
У Аллаха (да будет Он прославлен и возвышен!) есть ангелы, (на которых возложены) особые (поручения). Они перемещаются (в пространстве), ища собрания людей, на которых призывается имя Аллаха; они садятся средь людей, плотно прижимаясь крыльями друг к другу и полностью заполняя пространство между собравшимися людьми и небом. Когда наконец люди расходятся, ангелы поднимаются и взмывают к небу. (Пророк) сказал: затем Аллах (да будет Он всемогущ и величен!) спрашивает их, хотя Ему известно все о них: "Откуда явились вы?" Они отвечают: "Мы пришли от слуг Твоих на земле - они славят Тебя33, превозносят Тебя34, свидетельствуют, что нет иного Бога, кроме Тебя35, восхваляют Тебя36, взывают к Тебе". Он спрашивает их: "И о чем они ко Мне взывают?" Они отвечают: "Они взывают к Тебе, (моля) о Твоем Рае". Он спрашивает: "А они видели Мой Рай?" Они отвечают: "О нет, Владыка!"
Он говорит: "А что бы было, если бы они узрели Мой Рай!" Они говорят: "И они ищут у Тебя спасения". Он спрашивает: "От чего они ищут спасения у Меня?" Они отвечают: "О Владыка, они ищут спасения от Твоего Огненного Ада". Он спрашивает: "А они видели Мой Огненный Ад?" "Нет", - отвечают они. "А что бы было, если бы они узрели Мой Огненный Ад!" Они говорят: "И они молят о Твоем прощении". (И тут Пророк) сказал: тогда Он говорит: "Я уже простил их и одарил их всем, о чем они просили, и дал им убежище от того, от чего они искали спасения". (Пророк) сказал: (и ангелы) говорят: "О, Владыка! Средь них есть человек, погрязший в грехах, который всего лишь проходил мимо, а потом сел с ними (просто отдохнуть и послушать)". (Пророк) сказал: и (тут Всевышний) говорит (им): "И его тоже Я простил - тот, кто сидит в компании с такими людьми, не будет страдать".
Бухари, Муслим и ат-Тирмизи

ХАДИС 15
Я оправдаю все ожидания Моего слуги37. Если он (постоянно) поминает имя Мое в своей душе, Я поминаю его в Моей; и если он поминает Меня вслух на собрании людей, Я поминаю его на собрании гораздо более значимом, чем это38. И если он приближается ко Мне на одну пядь39, Я приближаюсь к нему на два локтя40, а если он приближается ко Мне на два локтя, Я приближаюсь к нему на морскую сажень41, и если он идет ко Мне умеренным шагом, Я ускоряю Мой шаг.
Бухари и Муслим

ХАДИС 16
По свидетельству сына 'Аббаса (да будет Аллах благосклонен к ним обоим: отцу и сыну!) со слов Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) о том, что в одном из высказываний, переданных ему от Всевышнего, Господь (да будет Он прославлен и возвышен!) сказал:
Аллах ведет запись хороших и дурных деяний. Затем Он пояснил это, (сказав,) что тот, кто намеревался совершить доброе дело, но не сделал этого42, тому Аллах зачтет его как выполненное добродеяние; а если он намеревался и выполнил свое намерение, Аллах зачтет его (добродеяние) в десятикратном размере, и, (судя по характеру и степени значимости этого добродеяния,) Аллах зачтет его в семисоткратном размере, а может быть, и много-много выше. Но если человек намеревался совершить злодеяние и не сделал этого43, Аллах зачтет это как свершившееся добродеяние; а если он намеревался совершить дурное и совершил его, Аллах зачтет его как совершившееся злодеяние.
Бухари и Муслим

ХАДИС 17
По свидетельству Абу Дарра аль-Гифари (да будет Аллах благосклонен к нему!) со слов Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) о том, что в одном из высказываний, переданных ему от Всевышнего, Господь (да будет Он прославлен и возвышен!) сказал:
"О слуги Мои, Я запретил любое притеснение44 по отношению к Себе и запретил его вам по отношению друг к другу, а потому не посягайте (ни на честь, ни на имущество, ни на жизнь) друг друга.
О те, кто служит Мне45, все из вас сбились с прямой стези, помимо тех, кого Я направил (по ней), а потому добивайтесь (делами своими и помыслами) Моего руководства, и Я направлю вас. О служители Мои, все вы голодны46, помимо тех, кому Я дал пищу, а потому просите пищу у Меня, и Я дам вам ее47. О слуги Мои, все вы наги48, помимо тех, кому Я доставил одежды, а потому ищите одежды у Меня, Я дам вам их49. О слуги Мои, вы грешите и ночью, и днем, и все же Я прощаю все грехи, а потому взывайте ко Мне о прощении, и Я прощу вас.
О слуги Мои, вы не достигнете никакого успеха в причинении Мне вреда, а потому не вредите Мне; и вы не способны принести Мне пользы, а потому никогда не будете Мне полезны.
О слуги Мои, будь первый из вас иль последний из вас, будь вы человеком или джинном, в котором пребывает набожность и благочестие столь великое, на которое только способно человеческое сердце, это не увеличит царство Божие50 ни на йоту.
О служители Мои, будь первый из вас иль последний, будь вы в образе человека или джинна, в котором пребывает безнравственность51 столь великая, на которое только способно человеческое сердце, это не убавит от царства Божьего ни йоты.
О служители Мои, будь первый из вас иль последний из вас, будь вы человеком или джинном, если вы подниметесь в каком-то месте и воззовете ко Мне с прошением и если Я дам каждому из вас то, о чем он просит, это никак не уменьшит то, чем Я владею, точно так же, как опущенная в море игла не уменьшит количества воды в нем.
О служители Мои, Я рассчитываюсь с вами, а потом вознаграждаю вас только за ваши дела, (за содеянное вами), а потому да воздаст хвалу Аллаху тот, кто нашел благо52, тот же, кто нашел нечто иное, пусть не ищет виновных, виновен он один.
Муслим и ат-Тирмизи

ХАДИС 18
По свидетельству Абу Хурейра (да будет Аллах благосклонен к нему!), который сказал, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) передал (нам): Аллах (да будет Он могущ и возвышен!) в День Воскресения скажет:

"О сын Адама, Я занемог53, а ты не навестил Меня". Тот ответит: "О Владыка, как же я мог навестить Тебя, коль Ты - Господь миров?" Он скажет: "Неужто ты не знаешь, что один из Моих слуг занемог, а ты не навестил его?
Неужто ты не знаешь, что, если бы ты навестил его, ты бы нашел Меня там?
О сын Адама, Я попросил тебя о пище, а ты не дал Мне ее".
Тот ответит: "Как я могу накормить тебя, коль Ты - Господь миров?" Он (Господь) скажет: "Неужто ты не знаешь, что один из Моих слуг попросил тебя о пище, а ты не накормил его. Неужто ты не знаешь, что, если бы ты накормил его, ты бы обязательно нашел у Меня себе награду54. О сын Адама, Я попросил тебя напоить Меня, а ты этого не сделал". Тот ответит: "О Владыка, как же я мог напоить Тебя, коль Ты - Господь миров?" Он скажет: "Один из Моих слуг попросил тебя напоить его, а ты этого не сделал. А если бы ты напоил его, ты бы обязательно нашел у Меня себе награду".
Муслим

ХАДИС 19
По свидетельству Абу Хурейра (да будет Аллах благосклонен к нему!), который передал нам слова Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) о том, что Аллах (да будет Он прославлен и возвышен!) сказал:
Гордое (достоинство)55 - Мое покрытие; (великодушное) величие56 - Мое одеяние, и того, кто посмеет состязаться со Мной по степени обладания этими двумя сущностями, Я брошу в Ад.
Абу Дауд и ибн Маджа

ХАДИС 20
По свидетельству Абу Хурейра (да будет Аллах благосклонен к нему!), который передал нам слова Посланника Аллаха (да будет на нем благословение и мир Аллаха!):
Двери Рая будут открыты по понедельникам и четвергам, и каждый служитель (Аллаха), который (чтит лишь Его) и не придает никого Ему в соучастники 57, будет прощен, помимо того, кто затаил зло на своего брата58. О таких59 прозвучит (распоряжение): "Задержите этих двух, пока они не помирятся; и опять: задержите этих двух, пока они не помирятся".
Муслим

ХАДИС 21
По свидетельству Абу Хурейра (да будет Аллах благосклонен к нему!), который передал нам слова Посланника Аллаха (да будет на нем благословение и мир Аллаха!) о том, что Всевышний Аллах сказал:
Есть три категории людей, чьим Обвинителем60 Я буду в День Воскресения (на Суд): те, кто поклялся Моим именем и нарушил эту клятву61; тот, кто (сделал свободного человека рабом), продал его62 и потратил выручку; и тот, кто нанял себе работника, полностью использовал его рабочую силу и не заплатил ему за его труд.
Бухари и ибн Маджа

ХАДИС 22
По свидетельству Абу Са'йда (да будет Аллах благосклонен к нему!), который передал нам слова Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!):
Пусть ни один из вас не умаляет своих (достоинств)63; (те, кто слышал это,) спросили: о Посланник Аллаха, в чем все заключается умаление своих (возможностей)? (Посланник) ответил: когда (кто-то из вас) находит (важный) предмет обсуждения, касающийся Аллаха, по которому он может высказать (серьезное) суждение, но не делает этого; а потому в День Воскресения Аллах (да будет Он могущ и велик!) скажет ему: "Что помешало тебе высказать свое суждение о том или ином вопросе?" Тот ответит: страх перед людьми, Тогда Всевышний скажет: "Тебе скорее всего надлежит испытывать страх передо Мной".
Ибн Маджа

ХАДИС 23
По свидетельству Абу Хурейра (да будет Аллах благосклонен к нему!), который передал нам слова Посланника Аллаха (да будет на нем благословение и мир Аллаха!) о том, что Аллах в День Воскресения (на Суд) скажет:
Где те, что возлюбили друг друга во славу Меня? Сегодня Я им дам сень от Моей сени64, ибо сегодня - День, когда нет иной сени, кроме Моей.
Бухари и Малик

ХАДИС 24
По свидетельству Абу Хурейра (да будет Аллах благосклонен к нему!), который передал нам слова Посланника Аллаха (да будет на нем благословение и мир Аллаха!):
Когда возлюбит Аллах кого-нибудь из Своих служителей, Он призывает к Себе ангела Джибрила65 (да будет мир ему!) и говорит: "Я возлюбил этого служителя Моего, а потому и ты его люби". (Посланник) сказал: поэтому Джибрил любит его и возглашает в небе, призывая: "Аллах любит этого служителя, а потому и вы его любите". И все обитатели небес любят его. И тогда, - продолжал Пророк, - устанавливается ему приятие на земле.
Если же Аллах испытывает неприязнь (и не приемлет66) кого-нибудь из Своих служителей, Он призывает к Себе Джибрила и говорит: "Мне отвратителен этот служитель, а потому пусть он будет отвратителен и тебе". И Джибрил отвращается от него и потом взывает к обитателям небес: "Аллах презрел этого служителя. Презрейте и вы его". Поэтому, - продолжил Пророк, - они презреют его, и на земле для него устанавливается неприязнь.
Бухари, Муслим и ат-Тирмизи

ХАДИС 25
По свидетельству Абу Хурейра (да будет Аллах благосклонен к нему!), который передал нам слова Посланника Аллаха (да будет на нем благословение и мир Аллаха!) о том, что Аллах (да будет Он могущ и возвышен!) сказал:
Я объявляю войну любому, кто проявляет враждебность по отношению к тому, кто безгранично Мне предан. Нет ничего более любимого Мною, чем Мой слуга, приближающийся ко Мне, исполнив все религиозные обязанности, которые Я возложил на него, и продолжающий приходить ко Мне со все новыми, сверхдолжными добродеяниями, чтобы Я возлюбил его.
А когда Я возлюблю его, Я стану ушами, которыми он слышит, и стану глазами, которыми он видит, рукой, которой он наносит удар, и ногами67, которыми он ходит. И что бы он ни попросил Меня, Я непременно дам ему это, и, если он попросит Меня об убежище, Я непременно дам ему его. И ничто не вызывает во Мне так много колебаний, как (тот момент, когда Мне приходится) забрать душу68 Моего верного слуги: ведь он ненавидит смерть, а Я ненавижу причинять ему боль.

Бухари

ХАДИС 26
По свидетельству Абу Умама (да будет Аллах благосклонен к нему!), которому Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) передал слова Аллаха (да будет Он могущ и возвышен!):
"Поистине, из тех, кто предан Мне, Я больше всех благоволю к тому, чьи средства скудны, а молитва обильна, кто особо обходителен в почитании своего Господа и повинуется Ему втайне69, чьи (мотивы поведения) людям неясны, и он ничем неприметен (для них), чьи средства едва достаточны для проживания, и все же он терпеливо сносит это".
Тут Пророк встряхнул рукой и сказал: к нему рано придет кончина, скорбящих о нем будет мало, а имение70 скудно.
Ат-Тирмизи и ибн Маджа.

ХАДИС 2771
По свидетельству Масру'ка, который сказал: "Был задан вопрос72 Абдулле ибн Мас'уду относительно смысла следующего айата из Кор'ана:
Сура 3, ст. 169 - 170:
И не считайте мертвыми вы тех,
Кто на пути Господнем был убит.
Нет, они живы! Удел свой обретя
В присутствии Господнем,
Вкушая радости, что даровал им Бог,
С заботою о тех, кто позади остался
И следует по их стопам, -
На них не ляжет страх,
Печаль не отягчит их.

Мы спросили об этом, - сказал Абдулла ибн Мас'уд, - и Пророк ответил:
Их73 души находятся внутри зеленых птиц, которые обитают в фонарях74, подвешенных к (Господнему) Трону; они свободно парят в Раю по своему желанию, а затем возвращаются в приют своих фонарей. Как-то Господь их обратил на них Свой взор и сказал: "Хотите ли вы чего-нибудь?" "А что бы мы могли хотеть, - отвечали они, - если мы имели полную свободу перемещаться в Раю, куда бы мы ни пожелали?"
И этот диалог происходил между Господом и ими mpu раза. A когда они увидели, что этот разговор будет и дальше продолжаться, они сказали: "О Господи, нам бы хотелось, чтобы Ты вернул наши души обратно в наши (земные) тела, чтобы мы снова могли сражаться во имя и ради Тебя".
И когда Господь увидел, что у них нет нужды ни в чем, их (больше никто ни о чем не спрашивал), и они были предоставлены самим себе (наслаждаться Господней благодатью Рая).
Муслим, ан-Нас'аи и ибн Маджа

ХАДИС 28
По свидетельству Джундуба ибн Абдулла (да будет Аллах благосклонен к нему!), который передал нам слова Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!):
Еще до тебя жил среди людей один человек, у которого была (никак не заживающая и чрезвычайно болезненная)75 рана. Он испытывал такие мучительные боли, что однажды (не в силах больше терпеть) он взял нож, сделал (глубокий) порез на руке и (вскоре) скончался от потери крови76. ВсевышнийАллах сказал: "Мой слуга сам77 опередил Меня. Я запретил ему Рай".
Бухари

ХАДИС 29
По свидетельству Абу Хурейра (да будет Аллах благосклонен к нему!), который передал нам слова Посланника Аллаха (да будет на нем благословение и мир Аллаха!) о том, что Всевышний Аллах сказал:
Наградой от Меня Моему верному служителю будет не что иное, как Рай, (в том случае), если Я приближу к Себе его лучшего друга из обитателей (земного) мира, а он отнесется к этому с должной терпимостью78.
Бухари

ХАДИС 30

По свидетельству Абу Хурейра (да будет Аллах благосклонен к нему!), который передал нам слова Посланника Аллаха (да будет на нем благословение и мир Аллаха!):
Если Мой служитель желает встречи со Мной, Я желаю встречи с ним; а если он не желает встречи со Мной, то и Я не желаю встречи с ним.
Сие передано со слов аль-Бухари и Малика

По свидетельству 'Айиши (да будет Аллах благосклонен к ней!), которая передала нам слова (своего мужа) Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!):
Тот, кто желает встречи с Аллахом, с тем и Аллах желает встречи; а тот, кто не желает встречи с Аллахом, с тем и Аллах не желает встречи.
Я79 спросила: о Посланник Аллаха, не потому ли (человек не желает этой встречи), что он боится смерти80; но ведь мы все боимся смерти?
(Пророк) ответил: "Это не так. Дело в том, что когда верующему человеку сообщается весть о Господней милости, о Его одобрительном довольствие (им) и о Его Рае, он желает встречи с Аллахом, а Аллах желает встречи с ним. Когда же неверующему сообщается весть о наказании Аллаха, о Его неодобрении и недовольстве, то он (естественно) не желает встречи с Аллахом, а Аллах не желает встречи с ним".

Бухари и Муслим

ХАДИС 31
По свидетельству Джундуба ибн Абдулла (да будет Аллах благосклонен к нему!), который передал нам слова Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!):
Один человек сказал: "Клянусь Аллахом, Аллах не простит этому человеку" .
(Услышав это), Всевышний Аллах сказал: "Кто (посмел) клясться Моим именем, что Я не прощу этого человека? Я, истинно, уже его простил, и Я свел на нет все (добрые дела того, кто клялся)81 ".

Муслим

ХАДИС 32
По свидетельству Абу Хурейра (да будет Аллах благосклонен к нему!), который передал нам слова Посланника Аллаха (да будет на нем благословение и мир Аллаха!):
Один человек накопил огромное число грехов (за прожитую жизнь), и, когда ему предстала смерть, он созвал своих сыновей и наказал им: когда я умру, сожгите меня, сотрите мой пепел в порошок и рассыпьте его в море, потому что, клянусь Аллахом, если Всевышний овладеет мною, Он накажет меня так, как не наказывал еще никого. Сыновья выполнили его наказ. Тогда (Всевышний) сказал земле: "Воспроизведи то, что ты поглотила", - и вот уже явился (грешник)! И (Всевышний) обратился к нему: "Что заставило тебя сделать то, что ты сделал? " "Страх перед Тобой, о мой Владыка!" - был ответ. И Господь простил его82.
Бухари, Муслим и ан-Нас'аи

ХАДИС 33
По свидетельству Абу Хурейра (да будет Аллах благосклонен к нему!), который передал нам слова Посланника Аллаха (да будет на нем благословение и мир Аллаха!) о том, что одним из сообщений, переданных ему его Господом (да будет Он могущ и возвышен!), было следующее:
Один из служителей (Господних) совершил грех и сказал: "О Аллах, прости мне мой грех!" - и (Всевышний, да будет Он славен и велик!) ответил: "Мой раб совершил грех, и он знал, что у него есть Господь, Который прощает грехи и наказывает за них".
Затем он вновь совершил грех и вновь воззвал: "Господь, прости мне мой грех!" - и вновь Всевышний (да будет Он славен и велик!) ответил: "Мой раб совершил грех, и он знал, что у него есть Господь, Который прощает грехи и наказывает за них". Когда же он согрешил опять и опять воззвал: "Господь, прости мне мой грех!" - Всевышний (да будет Он славен и велик!) сказал: "Мой раб совершил грех, и он знал, что у него есть Господь, Который прощает грехи и наказывает за них. Делай все, что ты пожелаешь, потому что Я уже простил тебя83".

Бухари и Муслим

ХАДИС 34
По свидетельству Анаса (да будет Аллах благосклонен к нему!), который передал нам слова Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) о том, что Всевышний Аллах сказал:
О сын Адама84, до тех пор, пока ты призываешь Меня и взываешь ко Мне (о помощи), Я буду прощать тебя за то, что ты сотворил, и не буду возражать против этого85. О сын Адама, если (число) грехов твоих (столь огромно), что они достигнут облаков в небе, но и тогда ты возмолишь Меня о прощении, Я дам тебе его. О сын Адама, если бы ты явился ко Мне с грехами, числом столь же огромным, как сама земля, а затем предстал бы предо Мной и не стал бы приписывать Мне соучастников, Я бы воздал тебе прощением столь же великим, сколь велика сама (земля) .
Ат-Тирмизи и Ахмад ибн Ханбаль

ХАДИС 35
По свидетельству Абу Хурейра (да будет Аллах благосклонен к нему!), который передал нам слова Посланника Аллаха (да будет на нем благословение и мир Аллаха!):
Наш Господь (да будет Он славен и возвышен!) опускается каждую ночь в небо земли, когда (до утренней зари) остается одна треть ночи86, и говорит:
"Кто просит Меня о чем-то для того, чтобы Я мог дать ему это? Кто взывает ко Мне о прощении, чтобы Я мог простить его?"
И это обращение Господа нашего звучит до тех пор, пока на небе не воссияет утренняя заря.

Бухари, Муслим и ат-Тирмизи

ХАДИС 36
По свидетельству Анаса (да будет Аллах благосклонен к нему!), который передал нам слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!):
Верующие соберутся в День Воскресения и скажут: не попросить ли нам кого-нибудь предстательствовать за нас87 перед (лицйм) Господа?
И тогда придут они к Адаму и скажут: ты - прародитель всех людей. Аллах сотворил тебя Своей Рукой и заставил ангелов поклониться тебе, и Он научил тебя названиям всех вещей и понятий88, а потому предстательствуй за нас перед (лицйм) Господа твоего, чтобы Он мог вызволить нас из того места, где мы сейчас находимся.
И Адам скажет: я не в состоянии (сделать это), и он напомнит о своем грехопадении89, и устыдится, и скажет: пойдите к Нуху (библ. Ной), ведь он первый посланник, которого Аллах послал к обитателям земли.
Итак, они придут к Нуху, и он скажет: я не в состоянии (сделать это). И он напомнит о том, что он попросил Господа своего о нечто таком, о чем он не имел должного представления90, и он устыдится и скажет: пойдите к ханифу Милосердного91.
Итак, придут они к Ибрахиму, и он скажет: я не в состоянии (сделать это). Пойдите к Мусе (библ. Моисей), рабу Господнему, с кем Аллах вел беседу92 и кому Он дал Тору.
И придут они к Мусе, и он скажет: я не в состоянии (сделать это). И он напомнит, что он лишил человека жизни не в оплату за другую жизнь93, и он устыдится Господа своего и скажет: идите к Исе94, служителю Господнему и посланнику Его, кто был Словом95 и Духом96 Аллаха.
И придут они к Исе, и он скажет: я не в состоянии сделать это. Идите к Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует!), служителю Господнему, которому простил Аллах все его прегрешения, прошлые и будущие.
Итак, они придут ко мне, и я сразу же начну просить разрешения на встречу с Господом моим, и разрешение будет дано. И когда я предстану перед моим Владыкой, я паду ниц перед ним, и Он продержит меня в таком положении столько, сколько пожелает, а затем (мне) будет велено: "Подними свою голову, проси - и твоя просьба будет удовлетворена; говори - и ты будешь услышан; предстательствуй (за кого-либо) - и твое предстательство будет принято". И я подниму голову и воздам Ему ту хвалу, которой Он меня научит. И потом я начну предстательствовать (за них), и Он установит мне тот предел (их количества), которые будут допущены в Рай по моему (предстательству). И потом я вновь вернусь к Нему, и, когда увижу Владыку моего, вновь (паду ниц) перед Ним, как прежде, и буду предстательствовать, и вновь Он назначит мне предел (допущенных в Рай). Потом я вернусь к Нему и в третий, и в четвертый раз и, наконец, скажу: в Аду остались лишь те, кто приговорен Священным Кор'аном97 пребывать там навечно.
Бухари, Муслим и ат-Тирмизи
Этот хадис был передан Бухари, Муслимом, ат-Тирмизи и Ибн Маджа, но Бухари дает свою версию его окончания:
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: из Огненного Ада выйдет тот, кто скажет: нет другого божества, кроме Бога Единого, имя которому Аллах, и в чьем сердце есть добро весом в ячменное зерно; и выйдет из Ада тот, кто скажет: нет другого божества, кроме Бога Единого, имя которому Аллах, и в чьем сердце есть добро весом в пшеничное зерно; и выйдет из Ада тот, кто скажет: нет другого божества, кроме Бога Единого, имя которому Аллах, и в чьем сердце есть добро весом в одну былинку98.

Бухари

ХАДИС 37
По свидетельству Абу Хурейра (да будет Аллах благосклонен к нему!), который передал нам слова Посланника Аллаха (да будет на нем благословение и мир Аллаха!):
(Всевышний Аллах сказал:) "Я приготовил для Моих праведных служителей то, что не видел еще ни один глаз, и не слышало ни одно ухо, и не чуяло ни одно сердце"99.
А потому повторяйте100 (себе и другим) вслух, когда вам это захочется:
И ни одна душа из них не знает,
(Как много Божьей) благодати
Еще сокрыто взорам их
В награду за их добрые дела. (Сура 32, ст. 17.)

Бухари, Муслим и ат-Тирмизи

ХАДИС 38
По свидетельству Абу Хурейра (да будет Аллах благосклонен к нему!), который передал нам слова Посланника Аллаха (да будет на нем благословение и мир Аллаха!):
Когда сотворил Аллах Рай и Ад, Он послал (ангела) Джибрила в Рай и сказал: "Посмотри на него и на то, что Я приготовил там для его обитателей".
Итак, - продолжал (Пророк), - (ангел) пришел в Рай, посмотрел на него и на то, что Аллах приготовил там для его обитателей. Потом вернулся к Господу и сказал: клянусь славой Твоей101, никто, заслышав о нем, (не сможет не возмечтать о том), чтобы войти в него.
Тогда Господь приказал окружить (Рай) ненавистными102 человеку тяжкими подступами и молвил: "Вернись в него, (Джибрил!), и посмотри на то, что Я приготовил в нем для его обитателей".
Итак, вернулся Джибрил в (Рай), - продолжал Пророк, - и обнаружил, что он весь окружен тяжкими и ненавистными подступами. Тогда он вернулся к Господу и сказал: клянусь славой Твоей, боюсь ни один (человек) не сможет войти в (Твой Рай)103.
(Господь) сказал: "Пойди в Ад, посмотри на него и на то, что Я приготовил в нем для его обитателей". (Итак, отправился Джибрил в Ад) и там обнаружил, что он состоит из наложенных друг на друга пластов104. Вернулся он к Господу и сказал: клянусь славой Твоей, ни один (человек), услышав о нем, (не сможет не сделать все всевозможное), чтобы избежать его. Тогда Господь приказал окружить (Ад) манящими прелестями (человеческих) страстей105 и затем сказал: "Вернись в него!" И вернулся (Джибрил) в него, и сказал: клянусь славой Твоей, ни один (человек) не сможет (противостоять соблазну) войти в него.

Бухари, Малик, ан-Нас'аи и Абу Дауд

ХАДИС 39
По свидетельству Абу Са'йда аль-Кудри (да будет Аллах благосклонен к нему!), который передал нам слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!):
Рай и Ад затеяли спор между собой, и Ад сказал: во мне пребывают те, кто был могуч и (потому) высокомерен. Рай же сказал: а во мне - все те, кто был немощ и (потому) беден. Аллах рассудил между ними, сказав: "Ты, Рай, - Моя милость и милосердие. Тобой Я проявляю Свою милость к тем, к кому благоволю. А ты, Ад, - Моя кара. Тобою Я наказываю тех, кого желаю наказать. И на Себя Я возложил по праву дать вам то, что вы заслужили".
Бухари, Муслим и ат-Тирмизи

ХАДИС 40
По свидетельству Абу Са'йда аль-Кудри (да будет Аллах благосклонен к нему!), который передал нам слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!):
Аллах скажет обитателям Рая: "О, обитатели Рая!" О, наш Господь! - отзовутся они. - Мы все пред Тобой и к Твоему довольствию106, и вся благодать - в Твоих руках. Тогда Он скажет: "А вы довольны?"
Как можем мы быть недовольны, Владыка наш, - ответят они, - если Ты дал нам то, чего Ты не дал ни одному из Своих творений? И Он скажет: "Не хотели бы вы нечто лучшее, чем это?" Они ответят: о Владыка, что может быть лучше, чем это? И Он скажет: "Я повелю Моей благосклонности опуститься на вас и впредь никогда не испытывать недовольства вами".

Бухари, Муслим и ат-Тирмизи


Примечания

 1 Ответственность за истинность и неизменность Своих слов.

 2 Обобщающее единственное число: смысл - сыны Адама.

 3 Воскрешение к жизни после смерти на Судный День.
     См. Кор'ан:
     Сура 75, ст. 3 - 4:
     Ужель уверен человек, что Мы
     костей его не соберем,
     (Когда они уже истлели)?
    
     Не только так!
     Мы можем его пальцев кончики
     cобрать
     В порядке совершенном.


 4 Обожествление Посланника Господнего как единородного сына Божьего.
     Сура 10, ст. 66 - 68:
     О да! Поистине, Аллах
     Владеет всем, что на земле и в небе.
     Чему же следуют все те,
     Кто призывает соучастников Аллаху?
     Они лишь следуют своим догадкам
     И строят домыслы свои.
     И говорят они: "Аллах взял сына
     на себя".
     Отнюдь! Субханаху! Хвала Ему! Самодостаточен Аллах
     в Своем богатстве:
     Он - Властелин всего, что на земле
     и в небе;
     И нет у вас ручательства на это.
     Ужель вы об Аллахе говорите то,

     О чем у вас нет (истинного) знанья?
  Чисто земные понятия "отцовства", "сыновности", "дочерности" не имеют ничего общего с таинствами Господнего Творения. Мы не вправе (право на земле устанавливается Творцом нашим) приписывать Господнему замыслу свое, человеческое, чисто земное, а потому столь несовершенное, видение. Все Господни посланники и пророки приходили "в теле", т.е. каждому из них была дана одна и та же грубо-вещественная субстанция, именуемая "телом", и тонко-вещественная - именуемая "душой", "духом", вдохнутым в них от Духа Господнего; всем им вменялась одна и та же миссия: утвердить единобожие, боговдохновенность Писания и наставить человека неукоснительно следовать уложениям, изложенным в этом Писании. Это и только это могло служить гарантом комфортного (как в физическом, так и в нравственном смысле) проживания человека в условиях земной реальности.
     См Кор'ан:
     Сура 19, ст 88 - 93:
     И говорят они: "Взял Милосердный
     сына на Себя" .
    
     Вы этим выразили гнусность,
     От которой
     Готовы расколоться небеса,
     Разверзнуться земля,
     Пасть прахом горы, -
    
     Оттого,
     Что приписали они сына
     Милосердному (Аллаху) -
    
     (Господнему величию) Аллаха
    Не подобает сына брать Себе
    
     И всяк, кто на земле и в небе
     пребывает,
     Приходит к Милосердному как раб.


 5 Священный Кор'ан, "Аль Ихлас":
     Сура 112, ст 1 - 4:
     Скажи: "Он - Аллах - един,
     Извечен Аллах один,
     Не рождал Он
     и не был рожден,
     И с Ним никто не сравним".


 6 Значимость элемента времени в богословии всех монотеистических религий настолько велика, что она просматривается не только по всему Кораническому тексту, но и вынесена в отдельную Суру 103 "Аль Аср".

  7 Как один из атрибутов Божественной сущности.

  8 Господь, Творец всего сущего. Распорядитель того строгого порядка, которому Он назначил быть и действовать во времени.

  9 Каким бы благочестивым оно ни было.

  10 Будь то идол, или небесное светило, или обожествленное живое существо (как то: смертный человек, которому приписывается божественная сущность; или вид животного: змея, священная корова и т. п.).

  11 Человек - как высшее создание Творца является объектом Господней любви и справедливости. Всевышний не только предоставляет ему бесценный дар жизни, но ставит ему на службу все земные, природные и небесные ресурсы (Кор'ан, Сура 27, ст. 60 - 64), наделяет его рассудком, мощью тела и выносливостью духа, способностью строить суждения и извлекать уроки из опыта, - иными словами, одаривает его всем, что сделало бы его жизнь на земле комфортной и радостной. Единственно, что требуется от человека как объекта Господнего творчества, это блюсти Господний вероустав, который является тем единственным режимом, по которому четко, без малейших "пробоев" может функционировать механизм человеческой жизнедеятельности. Но человек возгордился и решил, что он сам может регулировать свою жизнедеятельность.
  Не в этом ли его величайший грех перед Творцом? Ведь губительные результаты этой гордыни везде вокруг нас - тяжелый экологический фон, полное разрушение семейного, социального и политического уклада, страшная гипертрофия нравственных норм и т.п.

  12 Символическое описание униженности и оскорбления. Священный Кор'ан:
     Сура 54, ст. 48:
     В тот День их по всему лицу
     Через Огонь протащат (и прозвучит):
     "Вкусите же прикосновенье Ада!"

    
     "Лицо" - как символ личности, ср. "потерять (сохранить) лицо".

  13 Букв. "читал Кор'ан" - смысловое значение для себя и для других, раскрывая смысл и толкуя.

  14 Речь идет o первой, "Открывающей" Суре Священного Кор'ана - "Аль Фатихе", которая сама по себе является уже как бы мини-вероуставом Ислама, вбирая в себя все основные концепции мусульманского богословия: понятие божественной сущности как таковой, ее атрибуты, целевые установки, ценностные ориентации и т. п.

  15 Когда имам ведет молитву и вслух зачитывает Коранические престольные Суры, верующим, стоящим в непосредственной близости от него, рекомендуется читать молитву про себя.

  16 "Аль Фатиху" ("Открывающая" Сура Священного Кор'ана).

  17 Букв. "слуга".

  18 Далее идет весь текст "Аль Фатихи" в звуковом изображении на арабском и русском языках. Автор сборника делает это специально, с целью научить русскоязычного читателя произносить молитву на языке Господнего Ниспослания с полным пониманием ее смысла, потому как Всевышний Аллах, как указывается в самом тексте Господнего Руководства, приемлет только искреннее обращение, смысл которого молящийся понимает в полной мере.

  19 Порядок совершения молитв строго определен Кораническим вероуставом и уточнен до малейших деталей в Сунне Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!).

  20 Кораническое значение этого слова включает не только (а может быть, и не столько) элемент материальной прибыли на земле, сколько Господне вознаграждение в День Воскресения. То же самое относится и к слову "убыток" ниже по тексту хадиса.

  21 Деяния, касающиеся проведения религиозных ритуалов (молитва, милостыня, закат как добровольный налог в пользу социальных и материальных нужд мусульманской уммы, пост, паломничество).

  22 Выделение шлаков из организма соблюдающего пост (а именно в этом и заключается целевая установка Господнего распоряжения соблюдать пост), как правило, сопровождается появлением неприятного запаха изо рта постящегося.

  >23 Дорогостоящее вещество с прекрасным стойким ароматом, способствующее пищеварению.

 
24 Обобщающее единственное число: смысл - сыны Адама.

  25 Имеется в виду расход на милостыню; детальное описание характера и содержания милостыни прекрасно представлены в Священном Кор'ане. См. хадис 18, прим. 52 (Сура 2, ст. 215; 271 - 274; 261 - 265).

  26 До прихода Мухаммада-пророка с миссией и Господним вероуставом.

  27 Господни указания относительно долговых обязательств, изложенные в мельчайших деталях, читатель найдет в Священном Кор'ане, Сура 2, ст. 280 - 283.

  28 Освободите его от Ада.

  29 Это тот самый "Час", о котором так много предупреждает Священный Кор'ан:
     Сура 7, ст. 187:
    
     Они тебя о Часе вопрошают:
     Когда назначен ему срок?
    Скажи им: "Знание сего
     - у моего Владыки.
     Кроме Него никто не может
     срок его открыть".
(См. также Суру 79, ст. 42 - 44; Суру 42, ст. 17 - 18; Суру 41, ст. 47; Сура 15, ст. 85). Вселенная есть материальное творение - деяние Творца. Материальное творение уже с момента своего создания подчиняется неизменным законам становления и распада. То, что мы называем законами диалектики природы, - не что иное, как творческая Воля Аллаха, что, воплощаясь в деяние, непрестанно созидает и разрушает миры. Вечен и непрестанен круговорот творения в неуклонном становлении, распаде и возрождении. Момент начала распада каждого небесного тела точно определен. Независимо от состояния небесного тела и его обитателей существует совершенно определенная точка, в которой должен произойти процесс его распада.
     См Кор'ан:
    
     Сура 7, ст. 185:
     Ужель не обращали они взоров
    На вышнюю управу небом и землей
    И всем, что создано Аллахом;
    На то, что, может быть,
     идет к концу
     Предел их, (что назначен Богом)?
Итак, Час распада неотвратим, и тогда наступит Час для каждого человека; если он уверил в Истину и устремлен к Духовному, то, пройдя уже здесь, на земле, через испытания, через жернова вещественности, он предстанет чистым перед лицем Творца своего, независимо от того, как он согрешил когда-то. Не уверовав, он останется прикованным к вещественности, будет ввергнут в распад вместе с нею и будет навечно стерт с Лица Жизни. То, что Коранический Час - чисто метафоричен, легко понятно каждому, ибо в Мироздании наше земное представление о Часе выльется в тысячелетия. И здесь глупо говорить об ударах или испытаниях судьбы. Всякая борьба, всякое страдание - суть прогресс. Ими людям предоставляется возможность стереть следы былых прегрешений, ибо ни единого гроша не отпустится никому просто так - в этом нерушимый закон Справедливости Творца, ибо в Творении Его действует Вечный Закон - "Закон Дел": получить можно только при добровольном даянии.

  30 "Завеса", безусловно, метафорична - речь идет о незримом, но постоянном присутствии Творца близ уверовавшего в Него в условиях земной реальности (см. Кор'ан, Сура 2, ст. 186; Сура 42, ст. 51). В этом хадисе речь идет о том, что в День Воскресения на Суд каждый человек узрит Господа Бога, Творца своего, когда предстанет перед Ним держать ответ за содеянное.
     Сура 2, ст. 186:
    Когда же вопрошают обо Мне
     Тебя служители Мои,
    Я рядом нахожусь
    И внемлю каждому призыву,
    Когда ко Мне в молитве он взывает,
     Пусть и они призыву Моему
     послушны будут
     И пусть уверуют в Меня.
    Чтоб праведным путем могли идти.
    
     Сура 42, ст. 51:
     И человеку не дано,
     Чтобы Аллах с ним говорил
    Иначе, как чрез откровенье,
    Или чрез завесу,
     Или послав посланника к нему,
     Кто с изволения Господня
     Ему откроет Его волю.


  31 Творец безусловно понимает все языки земных цивилизаций, развившиеся по ходу времени из протоязыка первого человека и построенные на той языковой матрице, которой Всевышний обучил человека. См. хадис 36, прим. 87.
     Сура 2, ст. 31:
     И обучил Адама Он
     Названиям всего, что суще.


  32 Арабская идиома для обозначения абсолютно малого количества - букв. "половинка финика".

  33 Произносят "субхана 'лла": Аллах - абсолютное совершенство (далек от любой степени несовершенства).

  34 Произносят "Аллаху акбар": Аллах в высшей степени велик.

  35 Произносят "ля илляха иль Алла": нет иного божества, кроме Бога, (имя которому Аллах).

  36 Произносят "аль-хамду лилля": слава (Богу) Аллаху!

  37 Буквально "Я именно такой, каким Мой слуга себе Меня мыслит, - как он обо Мне думает". В тексте дано строго смысловое контекстуальное значение арабского глагола "зана". (межзубн. [t])

  38 Собрание людей.

  39 На расстоянии ладони (9 дюймов = 20 см).

  40 На расстоянии вытянутой руки (2 фута = 60 см).

  41 Морская сажень = шести футам.

  42 Речь идет о той ситуации, когда по тем или иным "техническим" трудностям, по независимым от него причинам человек не в состоянии выполнить свое намерение.

  43 То есть когда в человеке заговорила совесть, когда нравственная прерогатива взяла верх и он сознательно отказался совершить зло.

  44 Здесь "зулюм" включает весь комплекс значения "дурного", "нехорошего": необоснованные обвинения, сомнения в истинном положении вещей (с элементом хулы), любое посягательство будь то на честь, имущество или жизнь другого. "Зулюм" также включает богословское значение слова "преступление" (Господних пределов, см. С. 2, ст. 187) - в комплексе со злом; богословское значение слова "беззаконие" - нарушение Закона, ниспосланного Моисею, опять-таки в комплексе со злом.
 "Залямин" - производное от него одушевленное существительное во множественном числе завершает многие айаты Корана; С. 6, ст. 52; С 7, ст. 19; С. 10. ст. 6; С. 11, ст. 83; С 21, ст. 87 и т. д.). В связи с тем, что "те, которые преступают Господние пределы" или "творят беззаконие", - все неверные Богу, то я часто перевожу "залямин" как "неверные", "нечестивые", "преступившие пределы Господни" и т. д.: см. С. 2, ст. 258; С. 3, ст. 86; С. 5, ст. 51; С. 6, ст. 68; 144.

  45 Букв. "слуга", "раб". Русский язык позволяет богатейшую языковую импровизацию с полным сохранением смыслового значения слова.

  46 Я думаю, здесь не только, а может быть, и не столько значение "физиологического" голода, сколько значение "информационного" голода интеллекта и "духовного" голода души и сердца.

  47 Это как раз "пища" не только в прямом значении, но и в метафоре, так часто используемой в Кораническом тексте, т. е пища для утоления интеллектуального и душевного голода, о котором идет речь в прим. 45 выше.

  48 "Быть нагим" - скорее всего, в значении первозданного невладения информационным полем, быть в состоянии неведения.

  49 Слово "одежда", араб. "либас", имеет здесь глубокий философский смысл: душе человека, в ее первозданной непорочности и красоте, было неведомо чувство срама, т. к. она еще не знала вины. Обольщенная Сатаной, замаранная грехом и омраченная чувством вины, она "оделась" в покров внутренних страстей, побуждений и вытекающих из них мирских деяний; и сей покров может, соответственно, быть благим или дурным. То же происходит и с телом, которое, по оценке всех без исключения религий, облекается в одежды, соответствующие внутренним мотивам и характеру того, кто их несет. В этом смысле благочестие во внутреннем и внешнем "одеянии", целомудрие одежд, не провоцирующих низменные чувства, а радующих глаз нарядностью своей, есть лучшее из всех покровов и одежд. Одежда, во-первых, как защита от неудобств внешней среды, дающая комфорт, во-вторых, фигурально: для демонстрации явного и сокрытия нежелаемого.

  50 Букв. "Мое царство".

  51 Араб. "фужюр" включает весь комплекс значения отсутствия благочестия: аморальность, цинизм, безнравственность.

  52 Обитель Рая как высшая благодать в награду за содеянное.

  53 Это - прелестная аллегорическая притча осуждает подать (в любом виде по выбору, по предпочтению подателя), когда милостыня дается не по нужде, а с преследованием определенных целей. Коранический вероустав дает строгое обоснование подачи милостыни:
     Сура 2, ст. 271:
     И если на виду вы милостыню
     подаете,
     Сие для вас пристойно -
     Когда ж вдали от всяких глаз,
     Вы бедным по нужде ее даете,
     Сие есть лучшее для вас,
     Что вам часть прегрешений сгладит.
    
     Сура 2, ст. 267:
    
     О вы, кто верует!
    Благотворите лучшим из добра,
     Что вы приобрели,
    Иль из того, что из земли,
    Мы милостью Своей для вас изводим.
    И не стремитесь ухватить дурное,
    Чтобы потом благотворить
     из этой доли.
    
     Сура 2, cm. 264:
    
    О вы, кто верует!
     Благодеяния свои не обращайте
     в тщету
    Послав им вслед попреки и обиды,
    Подобно тем, кто лишь для виду
     Расходует из своего добра,
     А в Господа и Судный День не верит.


  54 Букв "это".

  55 Атрибуты Божественной сущности, выраженные, как правило, в именах Всевышнего, которые так часто встречаются в Коранических рефренах: Рахман (Милосердный), Рахим (Милостивый), Азим (Великий), Уахед (Единственный) и т. д.

  56 Атрибуты Божественной сущности, выраженные, как правило, в именах Всевышнего, которые так часто встречаются в Коранических рефренах: Рахман (Милосердный), Рахим (Милостивый), Азим (Великий), Уахед (Единственный) и т. д.

  57 Речь идет о политеистах и идолопоклонниках.

  58 Как "брата" в прямом смысле, так и в значении "друга", "соплеменника" и т. п.

  59 Имеются в виду оба: и тот, кто затаил зло, и тот, против кого это зло направлено.

  60 Букв. "противником".

  61 Вопрос о клятвах однозначно решается в Кораническом вероуставе в Суре 5, ст. 89, где Господь настаивает: 1) на обязательном выполнении серьезно продуманной клятвы; 2) Господь не разрешает связывать себя серьезными клятвами, выполнение которых может повлечь за собой безнравственный поступок, - отсюда: назначение искупления. И, наконец, 3) если клятва уже дана, Господь настаивает на ее соблюдении как необходимом элементе порядочности духа; в противном случае - искупление. И все же приоритет - не упрямое соблюдение клятвы, а разумная праведность поведения и не использование клятвы для оправдания дурных поступков.

  62 В Кор'ане выкуп раба и предоставление ему свободы - одно из самых важных добродеяний, рекомендуемых человеку к исполнению Самим Аллахом и, естественно, действие, противоположное этому (т. е. закабаление человека в рабство) - высоконаказуемый грех. См. Кор'ан:
     Сура 2, ст. 177:
     Не в том лежит благочестивость,
     Чтоб на восток иль запад
     лик свой обратить,
     А благочестье в том,
     Чтобы уверовать в Аллаха,
     И в Судный День, и в ангелов Его,
     В Писание святое, и в пророков;
     Любя (свое добро), все же делиться им
     И с тем, кто близок по крови,
     И с сиротой, и с нищим,
     И с путником, и с теми, кто взывает;
     И дать рабам на откуп,
     И по часам молитвы совершать,
     Платить закат,
     Скрепленный договор исполнить;
     И стойким быть, и терпеливым
     В несчастье и в страдании своем
     Во все минуты страха и смятенья,
     Таков лик праведных -
     предавшихся Аллаху!


 Многие читатели наивно полагают, что рабство как социальное явление давно ушло в небытие. Отнюдь! Оно всего лишь "переоделось", приобрело другую форму и, на мой взгляд, еще более уродливую. Неужто не раб тот, кто не обладает свободой регулирования своей деятельности, своими поступками! Неужто не раб тот, кто не может открыто заявить о своих ценностных ориентациях, (включая конфессиональное предпочтение)! Неужто не раб тот, кто не может открыто настаивать на своем видении предмета и поступать соответственно! И, наконец, неужто не раб тот, кто всецело зависит от другого - того, кто в любой момент разом может лишить его всего: и пищи, и пития, и крыши над головой, всего-навсего отняв у него работу. И "выкуп раба" XX века предусматривает обеспечение его права на свободу отыскать себе место в жизни согласно своего видения, своих интересов, своего расположения духа и, наконец, своих умственных и физических возможностей. В противном случае, он - раб, но уже в гораздо более страшном смысле, чем, скажем, в ранне-средние века, ибо он вырос интеллектуально и отдает себе полный отчет в неадекватности своего положения, что и приводит его к бунту и, соответственно, к нестабильности общества в целом. Итак, в настоящее время мы являемся свидетелями массового претворения в жизнь того, против чего нас предостерегал в этом хадисе Всевышний: превращение человека в раба и использование продукта его труда в целях обогащения работодателя за счет неадекватной выплаты зарплаты (либо не выплаты ее вообще).

  63 Имеется в виду преуменьшение своих достоинств и, соответственно, умаление (недооценивание) своих возможностей.

  64 Здесь я использую богословское значение слова "тень", которое звучит как "(Господня) сень". Под (покровом) сени имеется в виду Господнее покровительство и благосклонность.

  65 Библ. "Гавриил".

  66 Избирательность Всевышнего в проявлении любви или ненависти к рабу Своему основывается исключительно на Его Всеведении. Внешние обстоятельства жизни человека предпосланы Богом, но поступки свои человек творит сам. Сотворенная Аллахом воля и предоставленная человеку как высший дар, как милость Его свобода волеизъявления позволяет ему совершать и добро и зло. Критерием в оценке (праведности или греховности) совершенного поступка служит Господний вероустав, который ниспосылается исключительно с целью научения в распознании Добра и Зла.
  Предпочтение Зла по воле, дарованной Господом, естественно, вызывает у Создателя ненависть и неприятие того, кто это Зло творит.

  67 Букв. "нога" (ед. ч.).

  68 "Забрать душу" - в значении прихода смерти. См. Кор'ан:
     Сура 39, ст. 42:
     Аллах приемлет души в миг их смерти,
     А души тех, в которых смерть
     не наступила,
    Во время сна Он (держит у Себя) -
    И души тех, кому
     Он смерть назначил,
    Он (навсегда) оставит у Себя.
    Другие же отправит (к их телам
     на землю)
     До срока, названного (Им).
    Поистине, здесь кроются знамения
     для тех,
    Кто разумеет.


 Судя по этому стиху (айату), души людей все время сна находятся возле Бога. Он оставляет их у Себя или отсылает назад в зависимости от того, наступил для них (людей) предел жизни или нет.

  69 В Кор'ане мы встречаемся с понятиями милостыни "втайне" (Сура 2, ст. 271) и молитвы "втайне". См. хадис 18 выше и прим. 52 к нему. Здесь говорится (равно, как и в Суре 2, ст. 271) о милостыне "втайне", т.е. милостыня и молитва должны быть чисто интимным порывом души, исходящим от истинного благочестия и искреннего стремления идти на "встречу" с Богом, а молитва и есть эта "встреча". Ср.: Н. З., от Матфея, гл. 6, ст. 4 - 7: "Чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно... И когда молишься, не будь, как лицемеры... чтоб показаться пред людьми... а помолись Отцу твоему втайне, и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. А молясь, не говорите лишнего, как язычники; ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны". Словоблудие и пустословие осуждаются по всему тексту Корана, как отвлекающее от истины, как тщета мирского бытия, и в прекрасных описаниях Рая говорится, что там не будет пустословия как элемента земного упражнения в красноречии.
 В данном айате речь также идет о почитании Всевышнего "втайне" как противопоставление показному "благочестию", выжидающему толпу (или даже толпы, если речь идет о средствах информации), дабы засвидетельствовать его.

  70 Оставленное наследство в виде недвижимости и личного имущества.

  71 Содержание данного хадиса дает ответ Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!) на многочисленные вопросы, связанные с содержанием Коранического айата 169, Сура 3. На мой взгляд, ответ Господнего Посланника несет в себе глубокий мистический смысл, закодированный в земные понятия предметов, таких, как "птица", "фонарь", "трон" и т. п.

  72 Букв. разночтение: "мы спросили" или "я спросил" - имеется в виду Масру'к и его окружение.

  73 Души людей, погибших на промысле Господнем.

  74 "Киндиль" (русск. "кадила" - как позднее заимствование из араб. "киндиль").

  75 Развернутый текст в скобке поможет читателю понять смысловую нагрузку к последующему действию больного.

  76 Букв. "и кровь не прекращала течь, пока он не скончался".

  77 Здесь "сам" имеет очень глубокий смысл: человек своим собственным волеизъявлением лишил себя жизни, тем самым вмешавшись в Господню программу предопределения, построенную всецело на Господнем волеизъявлении, основанном на Его всевидении и всезнании.

  78 Здесь, очевидно, речь идет о должном чувстве бескорыстия и доброжелательности человека по отношению к ближнему и явно просматривается подтекст осуждения зависти по отношению к тому, кому было отдано предпочтение. Ведь недаром в Суре 113 Кор'ана мы молим Аллаха защитить нас "от зла завистника, когда в нем зависть зреет".

  79 "Я" - 'Айиша, жена Пророка.

  80 Естественно, мы всегда являемся свидетелями огромной разности в отношении к смерти у верующего и неверующего человека. Если верующий человек относится к вопросу о смерти чрезвычайно спокойно и даже в какой-то степени оптимистично, видя в ней закономерный (установленный Творцом) переход из одного состояния жизни в другое, то неверующий человек убежден, что смерть обрекает его на абсолютный уход из бытия, он зол и раздражителен, и если, даже в лучшем случае, он и уверится в существовании Творца, если возрастная мудрость и подскажет ему это, то и тогда отягощенный многолетними грехами, он не будет желать встречи с Творцом, страшась кары за содеянное.

  81 Аналогичный хадис, переданный Абу Даудом, позволяет считать, что человек, о котором идет речь в данном хадисе, был хорошим набожным человеком, чьи благочестивые деяния были полностью отвергнуты Всевышним за то, что он осмелился заявить, что Аллах не простит чьи-либо дурные поступки, поставив тем самым под сомнение не только возможность искреннего раскаяния и возмещения содеянного зла добром, о котором так часто говорится в Кор'ане, - этот человек поставил под сомнение само Милосердие и Всепрощение Всевышнего Аллаха, основанное на Всезнании о содеянном.

  82 На смертном одре, находясь в здравом уме, о чем свидетельствовало распоряжение сыновьям, грешник признал существование Бога Единого и грядущий Суд за содеянное. Обуреваемый смертельным страхом, он принимает неразумное решение уничтожить свою плоть как рецептор всех болевых ощущений, не понимая, что ответственность ляжет на все ту же плоть, воскресенную для второй, и уже вечной жизни, которой и предстоит держать ответ за все содеянное им.

  83 Коранический вероустав толкует и уточняет содержание данного хадиса: искреннее раскаяние в содеянном непременно предусматривает последующее совершение добра.
     См. Кор'ан:
    
     Сура 2, ст. 160:
     ...к кому раскаянье пришло,
     И (за содеянное зло) он возместил
     (добром)
     И возгласил открыто истину
     Господню, -
    К тому Я обращусь.
     Ведь обращающ Я и милосерд!
    
     Сура 25, ст. 70:
     Те, кто, раскаявшись, уверовали в Бога
    И добрые дела творят.
    Таким Аллах заменит злые их дела -
     благими,
    Аллах, поистине, прощающ, милосерд!
    


  "Мы нигде не находим в Коране признания отвлеченной, чисто теоретической веры: Мухаммад нигде не разделяет веру от дел веры... О вере, которая не выражается ни в каких добрых делах, в Коране даже не упоминается... Вера есть именно то, что связывает человека с истинной жизнью: только веруя в Бога, человек уверен и в своей собственной жизни, которая сама по себе, без этой веры, есть игралище всяких случайностей и жертва всяких враждебных сил". Вл. Соловьев "Магомед. Его жизнь и религиозное учение". С.-Петербург, 1886 - 1896, т. 6, с. 578.
  См. комментарий 84 к следующему хадису.

  84 Обобщающее единственное число: смысл - сыны.

  85 Вера в Бога Творца, обращение к Нему с молитвой, взывание к Одному Ему о прощении - это прерогатива первого порядка для получения прощения. Вторым, но столь же решающим моментом, является активное благочестие верующего, т.е. его благочестивая деятельность - совершение добра, делание доброго. См. комментарий к предыдущему хадису 83.

  86 О значимости молитвы в последние часы ночи - 'кыйам альляйль - мы узнаем из Кор'ана:
     Сура 73, ст. 20:
    Поистине, (о Мухаммед!),
    Господь твой знает,
    Что меньше, чем две трети ночи,
     Стоишь (в ночной молитве) ты,
    А то и половину, или третьея,
    И так же делают твои собратья.
    Господь наш размеряет ночь и день,
    И знает Он, что вы не в состоянье
    Отсчет (ночным часам) вести.

 Здесь речь идет о пророке Мухаммаде.
 И далее в Суре 3, ст. 39 речь уже идет о пророке Закарии (да благословит их Аллах и приветствует!), на чьи молитвенные взывания к Господу в ночи ангелы возвещают благую весть:
     Сура 3, ст. 39:
    И вот когда, в михрабе стоя,
     он молился,
    Господни ангелы его позвали:
    "Тебе Бог посылает весть благую
     о Йахйе,
    Чтоб истину о слове Божьем
     утвердить.
    И будет он велик и целомудрен,
    И станет из числа пророков
     праведных".


  87 Представлять чьи-либо интересы (на суде), ходатайствовать за кого-либо.

  88 Здесь, как и в Кор'ане, речь идет о протоязыке, низведенном Господом на службу людям для возможности общения друг с другом. См. хадис 13, прим. 31. См. Кор'ан:
     Сура 2, ст. 31:
    И обучил Адама Он
     Названиям всего, что суще.

  В настоящее время исследования крупнейших филологов мира (в том числе и российских: см. блестящие филологические исследования известного российского арабиста-филолога H. H. Вашкевича "Утраченная мудрость" и "За семью печатями") начинают сходиться на том, что этим протоязыком, послужившим матрицей, на которой диалектически строились в пространственно-временном измерении все языки мира, был арабский язык.

  89 О вкушении запретного плода см. Кор'ан:
     Сура 7, ст. 22:
    И, обольстив их, он их совратил.
    Когда они от древа (плод) вкусили,
    Открылась им срамная (суть)
     их наготы,
    (И, чтоб прикрыть ee,)
     они из листьев Сада
    Стали плести себе (одежды).
    И вот тогда воззвал к ним Бог:
    "Не Я ли запретил вам это древо?
    Не Я ли вас предупреждал,
    Что Сатана - вам враг заклятый?"


  90 Речь идет о мольбе пророка Нуха (библ. Ной) к Господу спасти его сына от потопа; Господь Своим Всеведеньем знал, что сын Нуха - безнадежно неверующий грешник, и посему отклонил просьбу Нуха. (См. Кор'ан, Сура 11, ст. 45 - 46).

  91 Имя пророка Ибрахима (библ. Авраам) в мусульманском богословии, как правило, сопровождается эпитетами "ханиф" - "верный", "халиль" - "любимец (Бога)".

  92 Муса (библ. Моисей) был единственным пророком, с которым Господь говорил напрямую, и в мусульманском богословии он один-единственный именуется "Калимулла" - "беседовавший с Богом".
    См. Кор'ан:
    
     Сура 20, ст. 12 - 13:
    Поистине, Я - твой Господь.
    Сними же обувь ты с себя,
    Ведь ты - в святой долине Тува.
     Тебя избрал Я -
    Слушай же, что Я внушением
     тебе вменяю.

  См. прим. 94 ниже.

  93 Будучи еще юношей, Муса стал свидетелем жестокого обращения египтян с евреями. В один из моментов особой жестокости, не сдержав своего гнева, Муса напал на обидчика, убил его и закопал в землю, после чего долго скрывался от наказания.

  94 Библ. Иисус Христос.

  95 См. Кор'ан:
    Сура 3, ст. 45:
    И вспомните, как ангелы сказали:
    "Марйам, Бог шлет тебе благую весть
    о Слове от Него,
    Имя которому Мессия Иса,
     сын Марйам,
    Кто будет славен в этом мире
     и в другом, -
    Один из тех, кто к Господу
     приближен...".


  96 См. Кор'ан:
     Сура 2, ст. 253:
    И Исе, сыну Марйам,
     Мы даровали ясные знаменья,
    И Дух Святой для укрепления
     (пророчества) его.
    
     Сура 5, ст. 110:
    И скажет Бог:
     "О Иса, сын Марйам!
    Ты вспомни о Моем благоволенье
     К тебе и к матери твоей,
     Когда Я Духом укрепил тебя Святым...".


  97 Речь идет о грешниках, нарушивших Коранические заповеди первого порядка: поклонение "соучастникам" Бога (т. е. Его пророкам, посланникам), пришедшим с посланнической миссией; идолопоклонничество; политеизм в любом проявлении; лишение человека жизни не в оплату за другую жизнь. См. Кор'ан:
     Сура 2, ст. 178:
    О вы, кто верует!
    Предписано вам право
    За смерть (убитых близких)
     отплатить.
    
    Но тот, кому собратом будет
     прощено,
     Благодеянием разумным должен
     возместить.
    Сие для вас - Господне облегчение
     и милость.


  98 "Зерра" используется не только для обозначения абсолютно малого веса, но и со значением "атом".

  99 В своей прагматичности человек всегда требует материализованного свидетельства благодати Рая (не для того ли, чтобы решить для себя: стоит ли ради этого быть праведным и отказывать себе в уже известных ему на опыте удовольствиях ближней жизни?) или наказания Ада (а столь ли он ужасен, что ради избежания его стоит лишать себя прелестных страстей земной жизни?). Это - как правило, материалисты-прагматики, чье видение или, скорее, чья система взглядов вырабатывается в рамках чисто физического восприятия и не выходит за пределы чисто земных органов ощущения, либо научно-технического обоснования. Но вся невежественность такой позиции заключается в том, что эти, казалось бы, столь образованные люди не в силах априори осознать всю необычайную скудность как наших органов восприятия, так и научно-технического прогресса. Приверженец рассудка лишь в силу своей добровольной ограниченности познания, замкнутого в рамки грубой вещественности, с одной стороны, а временем и пространством, с другой, высмеивает то, что недосягаемо для него, что превышает меру собственного понимания; невозбранно чернит он и оскорбляет все, что выходит за пределы его рассудочного постижения. И, зная слабости Своего творения (человека), Господь описывает в Кор'ане благодать Рая и муки Ада в земных реалиях (как один из многочисленных примеров см. Суру 56), и очень редко (очевидно, для избранных, с отличным от других, как принято сейчас говорить, менталитетом, основанном на других ценностных ориентациях) Аллах говорит о совершенно ином характере реалий второй (и уже вечной) жизни и передает Своему пророку (да благословит Он его и приветствует!) этот один из красивейших хадисов 'Кудси.

  100 Букв. "декламируйте", "произносите вслух".

  101 Обратите внимание, что ангел Джибрил клянется не именем Господа, против чего имеется настоятельное указание в Кор'ане и хадисах, а атрибутом Божественной сущности (в данном случае: всеславием Господним).

  102 Араб. "макарих" букв. Означает "все, что ненавистно природе и чувствам человека".

  103 Мудростью Господней вхождение в Рай станет последним испытанием на благочестие - отягощенное для человека всем, к чему человек исконно питает неприятие на грани отвращения, оно станет не только последним звеном из прошлого, но и первой ступенькой в вечную благодать Господнего Рая.

  104 Пласты (или, если хотите, слои) Ада символизируют степени нарастания адских мук в порядке "сверху-вниз" - в дьявольскую преисподнюю на вечное пребывание в ней.

  105 Вхождение в Ад превратится как бы в заманивание безнадежно неверующих грешников, нарушивших Господни заповеди первого порядка (см. хадис 36, прим. 96) соблазнами знакомых им земных страстей, которым они не смогли противостоять на земле и уж наверняка не смогут противостоять сейчас (на небе).

  106 См. Кор'ан:
     Сура 5, ст. 119:
    Аллах ответил: "Это - День,
    Когда правдивым пользу принесет
     их правда.
    Для них - Сады, реками омовенны,
    Где пребывать навечно им.
    И там они - к довольствию Аллаха,
     И к их довольствию - Аллах.
    И это есть великое свершенье!"