Хадисы Пророка

Предисловие
Аль-Ахадис (1-40)
Хадисы Пророка (41-80)
Хадисы Пророка (81-120)
Хадисы Пророка (121-160)
Хадисы Пророка (161-200)

ХАДИС 121

По свидетельству Абу Бакра (да будет Аллах благосклонен к нему!), который поведал нам о том, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал:

"Если два мусульманина скрестят мечи, то и убивший и убитый попадут в Ад".
Я сказал: "О, Посланник Аллаха! Это понятно по отношению к убившему, но как же относительно убитого?"
Посланник Аллаха ответил: "У них обоих, несомненно, было одно и то же намерение: убить своего недруга".

Сахих аль-Бухари

ХАДИС 122

По свидетельству Сулима бин Абдуллы (да будет Аллах благосклонен к нему!), который передал нам слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!):

Знай, что помощь Всевышнего Аллаха рабу Своему - по степени его намерения.
Сахих аль-Бухари

ХАДИС 123

По свидетельству Абу Хурейра (да будет Аллах благосклонен к нему!), который передал нам слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!):
То достоинство211, за которое большинство людей войдут в Рай, это их (добродетельная) набожность и хороший тон поведения212.
Ат-Тирмизи

Примечания:

211 Букв. "вещь".

212 Количество хадисов, настаивающих на соблюдении правил хорошего тона, говорит о том, какое большое внимание Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) уделял этому вопросу. И особо удивительно то, насколько точно правила хорошего тона западного этикета старого мира (Европы) перенесены (а может быть, откликнулись эхом?!) из Сунны Посланника Господнего.

ХАДИС 124

По свидетельству 'Айиши (да будет Аллах благосклонен к ней!), которая передала нам слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!):

По вере в Бога лучший из верующих тот, кто лучшим образом следует правилам хорошего тона и добрее всех к своей жене.
Ат-Тирмизи

ХАДИС 125

По свидетельству Абу Сайда аль-Кудри (да будет Аллах благосклонен к нему!), который передал нам слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!):

В Судный День худшим из людей в деснице Аллаха будет тот, кто, совершив сексуальный акт со своей женой, потом предал его огласке.
Муслим

ХАДИС 126

По свидетельству Ибн 'Умара (да будет Аллах благосклонен к нему!), который передал нам слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!):

Из всего разрешенного (в Исламе) самым ненавистным в деснице Аллаха является развод.
Абу Дауд

ХАДИС 127

По свидетельству Ибн 'Умара (да будет Аллах благосклонен к нему!), который передал нам слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!):

Человек не должен вступать в торг, когда его брат213 уже завершил его, и он не должен делать предложение (о вступлении в брак) женщине, которой его брат уже сделал предложение, разве что с его согласия.
Аль-Бухари и Муслим

Примечание:
213 "Брат" не только по крови, но и по вере, т.е. любой его соплеменник.

ХАДИС 128

По свидетельству Анаса (да будет Аллах благосклонен к нему!), который передал нам слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!):

Во время моего ночного путешествия214 я видел людей, чьи губы были сострижены Адовым гребнем215. Я спросил Джибрила: "Кто эти люди?" Он ответил: "Это - те глашатаи твоей уммы, которые призывали людей делать добро, но забывали делать его сами".
Шарх Сунна-Багауи

Примечания:

214
О мистическом перемещении Мухаммада (да благословит его Господь и приветствует!) из Мекки в Иерусалим и обратно всего лишь за одну ночь говорится в Коранической Суре 17 "Аль Исра".

215 Букв. "приспособление", "инструмент" и т. п.

ХАДИС 129

По свидетельству Ибн 'Умара (да будет Аллах благосклонен к нему!), который передал нам слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!):

Живи в этом мире как чужестранец или (случайно забредший) путник.
Аль-Бухари

Вторая версия этого же сахаби расширяет этот хадис за счет как продолжения, так и толкования смысловых нюансов текста:

Живи в этом мире как чужестранец или (случайно забредший) путник. Если вы доживете до вечера, не тешьте себя иллюзиями, что будете живы утром, а доживете до утра, не будьте уверены, что останетесь живы до вечера; и берите из вашего здравия - в счет болезни, а из вашей жизни - в счет смерти216.
Сахих аль-Бухари

216 Я думаю, этот тонкий изысканный хадис не только глубоко медитативен и полон философского смысла - он должен стать жизненным кредо для каждого разумного человека: мы должны использовать каждый миг нашего пребывания в здравии на этой земле для творения доброго и запрещения злого, чтобы тем самым осчастливить нашу душу Господней благодатью вечной жизни загодя, ибо "каждая душа - заложница своих деяний" (Кор'ан, Сура 74, ст. 38).

ХАДИС 130

По свидетельству Анаса бин Малика (да будет Аллах благосклонен к нему!), который передал нам слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!):

"Когда Аллах желает облагодетельствовать Своего слугу, Он вовлекает его (во всякого рода) беды. Когда же Он желает ему недоброе, Он предоставляет ему массу возможностей в этом мире и в Судный День призывает его к расчету за содеянное217".

И далее Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал:

Только труд в поте лица приносит должную награду, и, когда Всевышний Аллах возлюбит кого-нибудь, Он подвергает его испытаниям. И тот, кто принимает их и с честью выдерживает, получает довольствие Аллаха. Тот же, кто старается ускользнуть от этих испытаний, получает гнев Господень.
Ат-Тирмизи

217 Как часто мы являемся свидетелями полной гипертрофии личности, связанной именно с теми самыми избытками возможностей и вытекающих из них материальных благ.

ХАДИС 131

По свидетельству Абу Хурейра (да будет Аллах благосклонен к нему!), который передал нам слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!):

Никто из вас не должен молить о своей (скорейшей смерти), потому что, если вы хороший человек, у вас будет больше возможностей увеличить количество благих поступков и решений. Если же вы нехороший человек, у вас появится шанс исправить свое дурное прошлое (и тем самым очиститься).
Аль-Бухари и Муслим

ХАДИС 132

По свидетельству Абу Хурейра (да будет Аллах благосклонен к нему!), который передал нам слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!):

Праведник, который силен духом и телом, более угоден и люб Аллаху, нежели тот, кто слаб и немощен, хотя оба из них несут добро. А потому стремитесь к тому, что идет вам на пользу (и крепит ваши силы), не будьте небрежны и не проявляйте апатии в борьбе. Если что-то с вами случится, не говорите: если бы я сделал так и так, то этого бы не произошло, а говорите: Господь задумал это и свершил его, потому как слово "если бы" начинает работу Сатаны.
Муслим

ХАДИС 133

По свидетельству Абу аль-Ас'ка Уасля бин аль-Ас'ка (да будет Аллах благосклонен к нему!), который передал нам слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!):

Одной из величайших ложью является: лжепретензия на отцовство218; претензия на истинное свидетельство того, чего не видел собственными глазами219, и приписывание Пророку Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) того, чего он не говорил.
Аль-Бухари

Примечания:

218 Когда человек то ли из корысти, то ли по другим соображениям заявляет, что он является сыном такого-то человека, а на самом деле это не так.

219 Ложно заявляет, что он был свидетелем такого-то происшествия, а это не так.

ХАДИС 134

По свидетельству Джабира бин Абдуллы (да будет Аллах благосклонен к нему!), который передал нам слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!):

Да будет Аллах милостив к тому, кто проявляет снисхождение и мягкость при покупке, продаже или при требовании своих денег у должника.
Сахих аль-Бухари

ХАДИС 135

По свидетельству Абу Хурейра (да будет Аллах благосклонен к нему!), который передал нам слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!):

Клятвенные (заверения) продавца (в безупречном качестве его товара) могут заставить покупателя купить его, но это лишит продавца благословения Аллаха.
Сахих аль-Бухари

ХАДИС 136

По свидетельству Ибн 'Аббаса (да будет Аллах благосклонен к нему!), который передал нам слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!):

"Не старайтесь перехватить в дороге караван (с грузом, с тем, чтобы перекупить у владельцев товар, не называя им его рыночную цену). И жители города не должны торговать товаром крестьян220 от лица последних".

Ибн 'Аббаса спросили: "А что значит, что городской житель не должен продавать товар жителя деревни?" Абу Аббас ответил: "Он не должен становиться его брокером221".
Сахих аль-Бухари

Примечания:

220 Букв. "жители пустыни".

221 "Сэмсар" - во всех переводах этого хадиса с арабского языка на иностранные языки звучит именно слово "брокер", как нельзя более точно передающее смысл "сэмсар" - тот, кто берет посреднические деньги между владельцем (имущества; товара; денежных знаков) и покупателем. Удивительно, что почти полторы тысячи лет назад устами Посланника Господнего этот вид человеческой деятельности был объявлен запретным. Вот вам и нравственный аспект торговых и финансовых сделок.

ХАДИС 137

По свидетельству Абу Мас'уда (да будет Аллах благосклонен к нему!), который поведал нам:

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) запретил (использовать) деньги, полученные за продажу собаки, заработанные путем проституции или путем предсказательства при гадании.
Сахих аль-Бухари

ХАДИС 138

По свидетельству Абдуллы бин 'Амр (да будет Аллах благосклонен к нему!), который поведал нам:

Человек пришел к Посланнику (да благословит его Аллах и приветствует!) просить его разрешения принять участие в военном Джихаде222.Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!), [увидев перед собой мужчину в зрелом возрасте,]223 спросил его: "Твои родители живы?" Тот кивнул утвердительно. "Тогда прежде всего (вернись к ним) и заботься об их здравии", - ответил Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) .
Сахих аль-Бухари

Примечания:

222 О Джихаде см. хадис 54 и примечание к нему.

223 Внутрискобковый текст подводит логическое обоснование ответа Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!).

ХАДИС 139

По свидетельству Абдуллы бин 'Амр (да будет Аллах благосклонен к нему!), который передал нам слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!):

Всякий, кто убьет человека, заключившего мирный договор с мусульманами, не почувствует даже запаха Рая, хотя этот запах чувствуется на расстоянии сорока лет224.
Сахих аль-Бухари

Примечание:
224 То есть никогда и ни при каких обстоятельствах не попадет в Рай, "на расстоянии сорока лет" - арабская идиома, обозначающая абсолютную невозможность достижения чего-либо.

ХАДИС 140

По свидетельству Умм Культум бинт 'Укба (да будет Аллах благосклонен к ней!), которая поведала (нам) о том, что она слышала, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал:

Тот, кто восстанавливает мир между людьми225, даже путем измышления какой-нибудь доброй неправды или высказыванием каких-то добрых вещей, не является лжецом.
Сахих аль-Бухари

Примечание:
225 О значимости примирения между людьми см. хадис 49. Речь здесь идет об измышлении лжи во благо, о так называемой благой лжи.

ХАДИС 141

По свидетельству Абу Мусы (да будет Аллах благосклонен к нему!), который передал нам слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!):

Вам надлежит освободить пленных, накормить голодных и навещать больных226.
Сахих аль-Бухари

Примечание:
226 Речь, вероятнее всего, идет о послевоенном Джихаде, ибо все три установления уже сами по себе являются Джихадом.

ХАДИС 142

По свидетельству 'Умара бин Хаттаба (да будет Аллах благосклонен к нему!), который сказал:

Прежде чем получить власть над людьми, вы должны обрести понимание (ориентации и осознание ответственности).

Сахих аль-Бухари

ХАДИС 143

По свидетельству Абу Мусы аль-Аш'ари (да будет Аллах благосклонен к нему!), который поведал нам:

(Как-то во время Хаджа) мы были вместе с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!). Каждый раз, когда мы поднимались на какое-либо возвышенное место, мы обычно восклицали: ля илляха иль Алла уа Аллаху акбар (нет божества, кроме Бога Единого и Аллах велик), и наши голоса становились все громче, на что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: "О люди, будьте милосердны к себе, (не напрягайте свои голосовые связки,) ведь вы призываете не того, кто глух или отсутствует; напротив, вы взываете к Тому, Кто с вами, Кто, поистине, Вездесущ и, несомненно, к Тому, Кто, истинно, Всеслышащ".
Сахих аль-Бухари

ХАДИС 144

По свидетельству Анаса бин Малика (да будет Аллах благосклонен к нему!), который передал нам слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!):

"Помогайте вашему брату, будь он угнетатель или угнетенный" .
Люди спросили: "О, Посланник Аллаха! Понятно, что нужно помогать тому, кто угнетен, но как можно помогать тому, кто угнетатель?"
Пророк ответил: "Путем удерживания его от угнетения других227".

Сахих аль-Бухари

Примечание:
227 Помните: удерживание себя или другого от совершения зла - тоже милостыня.

ХАДИС 145

По свидетельству Абу Мусы аль-Аш'ари (да будет Аллах благосклонен к нему!), который поведал (нам):

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) послал его в Йемен и (перед своим отъездом туда) он спросил Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!) о некоторых (алкогольных) напитках, которые там обычно изготавливались: ликер Аль-Бит на меде и Аль-Мизр - на ячмене.
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: запрещаются все виды алкоголя.

Сахих аль-Бухари

ХАДИС 146

По свидетельству Ибн 'Аббаса (да будет Аллах благосклонен к нему!), который передал нам слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!):

Если бы людям дали все, на что они претендуют, жизнь и все имущество нации были бы потеряны.
Сахих аль-Бухари

ХАДИС 147

По свидетельству 'Аббаса (да будет Аллах благосклонен к нему!), который передал нам слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!):

Если бы люди получали все, на что они претендуют, они бы претендовали на имущество и жизнь228 (других) людей, а потому (при высказывании таких претензий) бремя доказывания (их обоснованности) ложится на истца229, тогда как принесение клятвы возлагается на его оппонента230.
Сахих аль-Бухари

Примечания:

228 Букв. "кровь".

229
Тот, кто претендует на владение чем-то.

230
Тот, кто противостоит этим претензиям, клянется говорить правду и только правду.

ХАДИС 148

По свидетельству Сахла бин Са'да (да будет Аллах благосклонен к нему!), который передал нам слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!):

Тому, кто может обеспечить (чистоту) того, что находится между его двумя челюстями (рот и язык), и того, что находится между его двумя ногами (гениталии), Я обеспечу Рай.
Сахих аль-Бухари

ХАДИС 149

По свидетельству Анаса (да будет Аллах благосклонен к нему!), который поведал нам:

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) прочитал (нам) проповедь, подобие которой я никогда до этого не слышал. Он сказал: "Если бы вы знали то, что знаю я, вы бы мало смеялись и много плакали231", - о чем был впоследствии низведен Аллахом следующий айат232: "О вы, кто верует! Не спрашивайте о вещах, что могут принести вам огорченье, если открыты будут вам".
Сахих аль-Бухари

Примечания:

231 См. хадис 94.

232 "Айат" - стих Кор'ана (Сура 5, ст. 101).

ХАДИС 150

По свидетельству Абдур-Рахмана бин Самура (да будет Аллах благосклонен к нему!), который передал нам слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!):

Если вы дадите клятву сделать что-то, а позже выясните, что есть нечто лучшее, чем (ваше) первое (решение), делайте как лучше и (молите Бога) об искуплении (неисполнения вашей) клятвы233.
Сахих аль-Бухари

Примечание:
233 Возможны два толкования: а) Господь настаивает на обязательном выполнении серьезно продуманной клятвы; б) Господь не разрешает связывать себя серьезными клятвами, выполнение которых может повлечь за собой безнравственный поступок, - отсюда: назначение искупления. См. Кор'ан:

Сура 5, ст. 89:
         Господь не взыщет с вас
         За пустословье в ваших клятвах,
         Но взыщет за намеренные клятвы,
         (Которыми себя связали вы).
         Во искупление сего (греха) -
         Дать десяти голодным пищу,
         Обычную для той, что вы даете
          своим семьям;
         Иль дать одежду им...
         А кто не в состоянье это сделать,
         Постится пусть три дня подряд -
         Сие есть искупление тех клятв,
         Которые вы дали.
         Так соблюдайте же свои вы клятвы!


Последняя строка этого айата разъясняет, что если клятва уже дана, Господь настаивает на ее обязательном исполнении как необходимом элементе порядочности духа; в противном случае - искупление. И все же приоритет - не упрямое соблюдение клятвы, а разумная праведность поведения и не использование клятвы для оправдания безнравственных поступков.

ХАДИС 151

По свидетельству Абу Хурейра (да будет Аллах благосклонен к нему!), который передал нам слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!):

Если кто-нибудь из вас настаивает на клятве, выполнение которой принесет большой вред вашей семье, вы совершаете грех, который в деснице Аллаха больше, чем если бы вы нарушили клятву и искупили ее теми установлениями, которые низведены Аллахом (в Священном Кор'ане)234.
Сахих аль-Бухари

Примечание:
234 Об установлениях см. ст. 89, Сура 5 и в хадисе 150.

ХАДИС 152

По свидетельству Абу Хурейра (да будет Аллах благосклонен к нему!), который передал нам слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!):

Аллах прощает моим сподвижникам те дурные (мотивы), которые навязываются им их собственными (страстями) до тех пор, пока они не действуют согласно этим (мотивам) или не говорят о них вслух235.
Сахих аль-Бухари

Примечание:
235 "Ведь сотворен был слабым человек!" - читаем мы в Священном Кор'ане, и как часто под воздействием тех или иных условий мы мысленно поддаемся внутренним порывам, осуществление которых, несомненно, привело бы нас к таким тяжким последствиям, за которые порой пришлось бы расплачиваться всю жизнь. И здесь крайне важно не только мобилизовать все силы, чтобы удержаться, но и сдержать за зубами язык, дабы не разбудить столь опасный порыв в душе стоящего рядом и тем самым не быть в ответе перед Творцом за побуждение ближнего к дурному.

ХАДИС 153

По свидетельству Абу Хурейра (да будет Аллах благосклонен к нему!), который передал нам слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!):

Час236 не наступит до тех пор, пока:
1) две большие общины людей не начнут воевать друг с другом, неся большие потери с обеих сторон, и пока не восторжествует одна-динственная религиозная доктрина;
2) пока не появятся около тридцати лжепророков, каждый из которых будет претендовать на посланническую миссию от Аллаха;
3) пока не исчезнет нравственно-религиозное знание237;
4) тревожно возрастет количество землетрясений;
5) ускорится течение времени;
6) появятся катаклизмы (эпидемии, стихийные бедствия и т. п.)238;
7) (везде и повсюду) будет литься кровь239;
8) повсюду будет процветать изобилие - настолько обширное, что для состоятельного человека будет проблемой найти того, кто примет от него "садака" (благотворительную помощь, милостыню), и кому бы он не предложил ее, ответам будет: у меня нет нужды в ней;
9) пока люди не будут соперничать друг с другом в строительстве высотных зданий;
10) пока человек, проходя мимо кладбищенской могилы, не скажет: хотел бы я быть на твоем месте;
11) и пока солнце не взойдет с запада.
Сахих аль-Бухари

Примечания:

236 О Часе см. хадис 64, прим. 122 - 123.

237 Об исчезновении нравственно-религиозного знания см. хадис 99.

238 О значении "фитна" см. хадис 68, прим. 132.

239 Букв. "увеличится кровопролитие".

ХАДИС 154

По свидетельству Абу Хурейра (да будет Аллах благосклонен к нему!), который передал нам слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!):

Аллах Всевышний говорит: "Клятва не принесет сыну Адама240 ничего иного помимо того, что Я Сам ему уже назначил241, но (смысловая установка) его клятвы может совпасть с тем (установлением), которое Я для него уже предрешил242, - и таким образом Я заставлю скупца243 расходовать свое добро. А потому он даст Мне244 то, что ему уже было предрешено дать, и чего бы он (никогда) не дал, не будь на то его клятвы".
Сахих аль-Бухари

Примечания:

240 Обобщающее ед. ч. в значении "все потомки Адама".

241 О предопределении в Исламской теофилософии см. хадис 90 и прим. 161 к нему.

242 Как пример: человек дает клятву об определенной доле исчисления из своего дополнительного дохода на благотворительные нужды (включая прощение долга бедному должнику, оплата расходов на Хадж тем, кто не в состоянии это сделать и т. п.). То есть все клятвы подобного рода вписываются в Господни установления, низведенные в Священном Кор'ане и переданные в Сунне Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!).

243 Скупец, скряга, который не желает тратить свои средства на благотворительные цели и которого можно заставить сделать это только принесением клятвы.

244 То есть потратит на цели, угодные Господу.

ХАДИС 155

По свидетельству Ибн 'Аббаса (да будет Аллах благосклонен к нему!), который передал нам слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!):

Каждый, кто неодобрительно относится к (отдельным повелениям) мусульманского правителя, должен быть терпелив, потому что каждый, кто отказывается повиноваться245 мусульманскому правителю - отмежевывается от него и уходит - даже на минимально короткий срок, умрет той же смертью, которой умирали (непокорные грешники) доисламских времен невежества.

Сахих аль-Бухари

Примечание:
245 Даже самые сильные и принципиальные расхождения во взглядах (политических, социальных, финансовых) никоим образом не должны сказываться на абсолютной монолитности мусульманской уммы - это один из самых строгих диктатов Господнего руководства, ниспосланного в Священном Кор'ане. Все вопросы решаются исключительно путем достижения компромисса внутри уммы созывом авторитетов, причем этика проведения "шуры" (собрания) также детально оговорена: мудрость, правдивость и мягкость речей - вот ее компоненты, и здесь посмотрите внимательно на хадисы 48, 49, 114, 121 и 123.

ХАДИС 156

По свидетельству 'Умара бин аль-Хаттаба (да будет Аллах благосклонен к нему!), который передал нам слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!):

Поступки человека оцениваются согласно его намерения, и каждый человек получает соответственно (нравственного критерия246) своего намерения. Поэтому тот, кто отправляется в (жизненный) путь во имя и ради Аллаха и Его Посланника, будет сочтен (угодным) Аллаху и Его Посланнику, и, соответственно, каждый, кто идет по (жизненному) пути ради мирских благ или же ради женщины, (ставя во главу мирские утехи и семейное благополучие,) будет сочтен той оценкой, которую он (заслужил) своим выбором.

Сахих аль-Бухари

Примечание:
246 Нравственные критерии Ислама подробно изложены в Кораническом вероуставе и Сунне Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!).

ХАДИС 157

По свидетельству Абу Хурейра (да будет Аллах благосклонен к нему!), который передал нам слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!):

Вера в Бога Единого заложена в каждом ребенке отроду, и только его родители делают его иудеем, христианином или язычником247.

Сахих аль-Бухари

Примечание:
247 См. хадис 92, прим. 2. Смысл этого хадиса заключается в том, что всех истинно верующих людей объединяет вера в Бога - Творца всего, что суще. Человек, уверовавший в Бога Единого и добровольно предпочитающий жить по Его вероуставу, называется "мусульманином", т.е. "послушным Господней воле". Разнят верующих людей структуры, построенные на вере, и эти структуры, несомненно, несут отпечаток пространственно-временных и национальных ценностных ориентаций различных этносов. Что касается Ислама, то это никоим образом не религиозная структура, это образ жизни, построенный исключительно на уложениях Господнего вероустава с несомненным учетом приобретаемого научно-технического знания, к освоению которого нас настоятельно призывает Кор'ан; причем практическое использование этого знания должно быть поставлено под неукоснительную управу нравственных прерогатив Ислама, ибо действие "в обход" приводит к тем самым экологическим (достаточно вспомнить аральскую, чернобыльскую и др. трагедии), социальным и политическим катаклизмам режимов (поставивших себе на службу новейшие военные технологии, включая достижения в области физики, химии, биологии и т. п.), о которых нас так часто предупреждает Священный Кор'ан.

ХАДИС 158

По свидетельству Абу Мухаммада Абдуллы, сына 'Амр ибн аль 'Аса (да будет Аллах благосклонен к ним обоим!), который передал нам слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!):

Ни один из вас не является истинно верующим до тех пор, пока все его устремления248 (в жизни) не сойдутся в согласии с тем, что я принес249.

Сахих аль-Бухари

Примечания:

248 Жизненные ориентации человека, его осознанные предпочтения.

249 Коранический вероустав (Священный Кор'ан и Сунна).

ХАДИС 159

По свидетельству Абу Хурейра (да будет Аллах благосклонен к нему!), который передал нам слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!):

Аллах Всевышний (по естеству Своему) добр и приемлет лишь Добро. Аллах повелел верующим выполнить то, что им заповедали Его посланники. И Всевышний сказал: "О вы, посланники (Мои)! Вкушайте доброе и делайте благое!"250 И (далее) Всевышний сказал: "О вы, кто верует! Берите в пищу ту благую снедь, которой вас Мы наделили"251, - и привел (притчу) о человеке, который, проделав долгий путь, взъерошенный, помятый и пыльный, возносит свои руки к небу: "О, Боже (Милостивый)! О, Владыка!" - а сам ест недозволенное, пьет недозволенное, носит недозволенные одежды252 - т.е. пребывает на всем недозволенном. Как же он может быть услышан!

Муслим

Примечания:

250 Кор'ан. Сура 23, ст. 51.

251 Кор'ан. Сура 2, ст. 172.

252 Хадис 67, прим 131.

ХАДИС 160

По свидетельству Абу Сайда Са'ад ибн Малика ибн Синан аль-Кудри (да будет Аллах благосклонен к нему!), который передал нам слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!):

Нельзя ни причинять (людям) зло, ни возмещать злом253.
Сахих аль-Бухари

Примечание:
253 Не совершать зла в ответ на зло.