Хадисы Пророка

Предисловие
Аль-Ахадис (1-40)
Хадисы Пророка (41-80)
Хадисы Пророка (81-120)
Хадисы Пророка (121-160)
Хадисы Пророка (161-200)

ХАДИС 41

    По свидетельству Абдуллы ибн 'Амр ибн аль-Аас (да будет Аллах благосклонен к нему!), который передал слова Пророка (да будет на нем благословение и мир Аллаха!):

     К грехам первого порядка107 относятся: почитание с Аллахом наравне другого божества108; непослушание по отношению к родителям; лишение человека жизни109 и лжесвидетельство (на суде).
Бухари

Примечания:

107 Букв. "среди грехов". Русск. "к смертным грехам".

108 Придание Аллаху соучастника в Его творениях и деяниях.

109 По недозволенным обстоятельствам. См. хадис 'Кудси 36, прим. 96.

ХАДИС 42


    По свидетельству Абу Мусы аль-Ашари (да будет Аллах благосклонен к нему!):


    "Благотворительная подать (милостыня) должна стать неотъемлемой частью каждого мусульманина". (И тут) Пророка (да будет на нем благословение и мир Аллаха!) спросили: а что, если у человека ничего нет? Пророк ответил: он должен зарабатывать себе на жизнь своими собственными руками и отдать часть заработанного на благотворительность.
    Присутствующие опять спросили: а что, если его физическое состояние не позволяет ему работать?
    Пророк сказал: тогда он должен просто помочь бедным и тем, кто в нужде.
    И вновь присутствующие спросили: а что, если он не в состоянии сделать даже этого?
    Пророк сказал: тогда он должен побуждать других делать добро. И опять, почти сдавшись, присутствующие все же спросили: а что, если и побуждать ему некого?
    Тогда, - сказал Пророк, - пусть он сам удерживает себя от зла. (Несотворение зла) - это тоже милостыня.

Бухари и Муслим

ХАДИС 43


    По свидетельству Абу Хурейра (да будет Аллах благосклонен к нему!):

    Истинно бедный человек не тот, кто занимается тем, что ходит повсюду и просит милостыню, и от которого можно отделаться фиником или кусочком чего-либо другого. Истинно бедный - тот, кто, не имея достаточных средств для проживания, не являет свою бедность напоказ, дабы получить милостыню, и не стоит на виду с протянутой рукой.
Бухари и Муслим

ХАДИС 44


     По свидетельству Абу Хурейра (да будет Аллах благосклонен к нему!):

     Есть семь категорий людей, которые получат убежище под Господней сенью в День Суда, когда не будет никакой другой сени, помимо Его сени. Это будут: справедливый правитель; юноша, который провел свою юность в почитании и служении Аллаху, Господу великой чести и славы; и тот чье сердце было постоянно приковано к мечети; два любящих сердца, которые возлюбили друг друга во имя Аллаха и которые соединились ради Него, а потом ради Него расстались110; тот, который был приглашен на греховную утеху богатой красивой женщиной, но отказался, говоря: я гнева Господа страшусь. И тот, кто дает милостыню втайне111, не выставляя это напоказ, так чтобы левая рука не знала, что творит правая. И тот, чьи глаза проливаются слезой при поминании Аллаха в уединении (ночи иль дня).

Бухари и Муслим

Примечания:

110 Когда смерть оборвала их связь, прервала их союз.

111 См хадис 'Кудси 26, прим. 69.

ХАДИС 45


    По свидетельству Абу Малика аль Хариса ибн 'Азима аль-Аш'ари (да будет Аллах благосклонен к нему!):

     Чистота - это только половина веры. Альхамду лилля (хвала Аллаху; слава Богу) заполняет чашу Весов. Субхан Алла (Аллах совершенен; далек от любой степени несовершенства) и Альхамду лилля заполняет все пространство между небом и землей. Молитва - свет (веры); милостыня - свидетельство (веры); смирение112 (терпение) - освещение (веры), а Священный Кор'ан - (непререкаемый) аргумент в пользу представленного вами довода или же против него.
    Всякий человек, начиная свой день, ставит в заложницы свою душу (делает свою душу заложницей своих деяний), освобождая ее (к концу дня), либо обрекая на погибель.

Муслим

Примечание:
112 При глубоком анализе именно смирение является источником добра; гордыня, величание и дерзость, как правило, приводят к границе, где начинаются зло и беззаконие. Человек познает смирение через испытания, как в этом айате, либо через преодоление искушения и соблазна, как в айате 44 ниже. Ср. В. 3., Псалтырь, псалом 93: "Господи Божий... яви Себя! Восстань, Судия земли, воздай возмездие гордым... Они изрыгают дерзкие речи; величаются все делающие беззаконие".
     См. Кор'ан:
     Сура 6, ст. 42:
          И до тебя к народам многим
          Мы слали (вестников Своих),
          И подвергали (этот люд) невзгодам
          и страданьям, -
          Быть может, (через все невзгоды)
         Они узнают, как смиренным быть.


    Сура 6, ст. 44:
          И вот когда они забыли то,
          чем увещали их,
          Мы растворили перед ними врата
          (всех соблазнов).
          Когда ж они дарованным сладились,
          Схватили Мы внезапно их,
          И вот они в отчаянии
          (ждут Господнего Суда).

    Гордыня - один из самых строго наказуемых грехов, ибо в ней видится приписывание того, что даровано Господом, своим умениям.

    См Кор'ан:          
    Сура 17,ст. 37:
          И не ходите горделиво по земле.
          Ведь вам ее неразверзти на части,
          И гор по росту не достичь!


     Библия, Н. 3, от Матфея, гл. 23, ст. 12: "Ибо кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится".

ХАДИС 46


     По свидетельству Абу Хурейра (да будет Аллах благосклонен к нему!):

     Избегайте подозрительности, ибо именно она является величайшей ложью. Не будьте любопытны по отношению друг к другу и не подглядывайте друг за другом. Не старайтесь возобладать друг над другом с целью повысить свои ставки. Не ревнуйте себя друг к другу и не держите обиды или зла против друг друга. Не злословьте друг о друге за спиной, а будьте слугами Аллаха и братьями друг другу.

Бухари и Муслим

ХАДИС 47


    По свидетельству Науаса бин Сам'ана (да будет Аллах благосклонен к нему!):

    Добродетель - это охранная грамота для вас, грех же заполняет все ваши мысли чувством вины и заставляет вас бояться, что и другие узнают о нем.

Бухари и Муслим

ХАДИС 48


    По свидетельству Абдуллы бин'Амр бин аль-'Аас (да будет Аллах благосклонен к нему!):

    Мусульманин - это тот, кто никогда не причиняет вреда другому мусульманину ни языком, ни руками; и мухаджир есть тот, кто способен себя удержать от недозволенного (запретного) Аллахом.

Муслим

ХАДИС 49


    По свидетельству Абу ад-Дарда (да будет Аллах благосклонен к нему!):

    Не сообщить ли мне вам о том, что является лучше, чем пост, милостыня и молитва?
    Да, - сказали собратья (Пророка), в ответ на что Пророк (продолжал): это - примирение и улаживание разногласий между мусульманами, злоба между ними будет губительной для них.

Абу Дауд

ХАДИС 50


    По свидетельству аль-Хассана бин Али (да будет Аллах благосклонен к нему!):

    Не занимайтесь тем, что вызывает у вас чувство сомнения и следуйте тому (держитесь того), в чему вас нет ни малейшего сомнения, ибо истина всегда утешительна (для ваших чувств), тогда как ложь всегда тревожна113.

Ат-Тирмизи

Примечание:
113 На уровне подсознания!

ХАДИС 51


    По свидетельству Абдуллы бин 'Амр бин аль-'Аас (да будет Аллах благосклонен к нему!):

    Четыре черты характера, обнаруженные в человеке, дают возможность говорить, что он - настоящий лицемер: когда ему доверено что нибудь (будь то тайна или поклажа) и он распоряжается (доверенным в своих интересах); когда он говорит (предметно), он лжет; когда он дает обещание, он нарушает его; когда он ссорится, он делает это мерзким образом и в отвратительной форме.

Бухари и Муслим

ХАДИС 52


    По свидетельству Абу Хурейра (да будет Аллах благосклонен к нему!):

    Одной из (важных черт поведения) хорошего мусульманина должно быть то, что он не должен заниматься тем, что его не касается.

Ат-Тирмизи

ХАДИС 53


    По свидетельству Ибн 'Умара (да будет Аллах благосклонен к нему!):

    Каждый из вас является защитником и блюстителем тех непосредственных обязанностей, которые его положение (в семье и обществе) накладывает на него, и несет ответственность за действие тех, кто находится в его подчинении или на его попечении. (Любой) правитель114 является также распорядителем (дел) и ответственным за тех, кто находится под его опекой. Мужчина в своем доме115 является учредителем порядка для всех проживающих в его доме. (В свою очередь,) женщина является также распорядителем в отношениях со своим мужем и его детьми. Иными словами, каждый из вас является своего рода пастырем и ответственным за свою паству.

Бухари и Муслим

Примечания:

114 В самом широком смысле.

115 Будучи материально ответственной стороной.
     См. Кор'ан:
     Сура 4, ст. 34:
         Мужья над женами стоят,
         (Блюдя очаг их и сохранность,)
         За то, что Бог одним из них
         Дал преимущество перед другими,
         И также потому,
         Что весь расход
          на содержание семьи
         Из их имущества исходит.

         
     "Кау'амун" - тот, кто защищает чьи-либо интересы в жизни или в бизнесе и при этом строго блюдет справедливость. Это слово никоим образом не несет значения нравственного приоритета.
     См. Кор'ан:
     Сура 2, ст. 228:
          И здесь для женщин справедливы
          те права,
         Что и права над ними у мужчин,
         Но у мужей сих прав -
          на степень больше.
         Всесилен Бог и мудрости исполнен.

         
    Мужчина - материально ответственная сторона в браке и имеет некоторый приоритет в правах, учитывая, что все, что он подарил жене, остается у нее.

ХАДИС 54


    По свидетельству Абу Са'йда (да будет Аллах благосклонен к нему!):

    Лучший Джихад116 есть тот, когда человек говорит правду в лицо правящему тирану.

Абу Дауд

Примечание:
116
"Джихад" - усилия, предпринимаемые верующим человеком на Господнем промысле: подача милостыни тем, кто в нужде; учение с целью познания Господней истины, овладение научным знанием и передача своего знания другим; защита бедных и обездоленных и т. п. Что касается военного Джихада, то Ислам строго определяет сущность ведения войны, которая сводится к следующему: война может вестись исключительно при начале агрессии со стороны, правоверным никоим образом не дозволено начинать агрессию первыми. Не существует мотивов для начала агрессии. Территориальные притязания, экономические выгоды борьба за власть - все это преходящие, мирские дела, чуждые "священной войне" Джихад, ведущейся с целью утверждения религии Бога Единого исключительно в ответ на агрессию неверных.
     См. Кор'ан:
     Сура 2, ст. 190 - 192:
         Сражайся за Господне дело
         Лишь с тем, кто борется с тобой,
         Дозволенного грань не преступай.
         Господь не любит тех,
          кто преступает.
         Борьбу ведите с ними
          до того мгновенья,
         Пока не будет больше
          смут и угнетенья
         И правосудье воцарит и вера в Бога;
         Когда же враг ваш прекратит борьбу,
         Оружие сложите и гоните тех,
         Кто продолжает вызывать смятенье.


ХАДИС 55


    По свидетельству Абу Хурейра (да будет Аллах благосклонен к нему!):

    Наступит время, когда вы все будете стремиться получить (управительную) должность или занять место в державной власти. Но осторожно! Это может стать для вас предметом унижения и раскаяния в День (Господнего) Суда117.

Бухари

Примечание:
117 Как часто стремление находиться у власти исходит не из чувства добра и чести быть полезным людям, а из чувства тщеславия, властолюбия и, уж конечно, из "страсти к накоплению добра", о которой нас предупреждает Кор'ан:
     Сура 102, ст. 1 -3:
         Страсть к накоплению добра
         Вас отвлекает от деяний должных
         До самой гробовой доски.
         Но нет, познаете вы скоро!


    Властолюбие как элемент гордыни это уже грех. И удовлетворяется он в основном явно недобросовестными средствами: давление, подкуп и т. д. Дозволение Аллахом власти негодных преследует, на мой взгляд, две цели: противопоставление добра и зла, ибо свет можно различить только на фоне мрака; и вторая: как испытание для человека - противопоставить верность Богу верности земному властителю, примерами чему в истории были имперские, фашистские и коммунистические режимы, поднявшие верховную власть на уровень божества с высокой степенью качественного принижения функции религии, миссии пророчества и верховного главенства Бога над всем и вся.

ХАДИС 56


    По свидетельству Бирейда (да будет Аллах благосклонен к нему!):

    Судьи делятся на три категории; из них судьи только одной категории будут допущены в Рай. Это - те, кто выявил истину и вынес вердикт (приговор) в соответствии с ней. Тот же, кто выявил истину, но при вынесении приговора пренебрег ею, войдет в Ад, а тот, кто выносит приговор, рассматривая лишь чисто субъективные претензии сторон и не докапывается до существа дела, тоже займет свое место в Аду.

Абу Дауд

ХАДИС 57


    По свидетельству Абу Бакра (да будет Аллах благосклонен к нему!):

    Ни один судья не должен рассудить двух противников, находясь в состоянии гнева118.

Бухари и Муслим

Примечание:
118 Именно находясь в состоянии гнева, человек теряет чувство ориентации в сложившейся обстановке, теряет контроль за своими словами и, соответственно, действиями, о чем потом он как честный человек может пожалеть и раскаяться, но как судья уже ничего не сможет поправить, ибо вердикт вынесен и, как это часто бывает, обжалованью не подлежит; и тут на судью ложится ответственность за погубленную (будь то в моральном или в физическом смысле) жизнь.

ХАДИС 58


    По свидетельству Абу Йусра (да будет Аллах благосклонен к нему!):

    Тот, кто предоставит своему бедному должнику достаточно времени для выплаты долга или же вообще освободит его от уплаты оного (простит ему его), в Судный День будет находиться под защитной сенью Аллаха.

Муслим

ХАДИС 59


    По свидетельству Уасиля бин аль-Ас'ка (да будет Аллах благосклонен к нему!):

    Тот, кто продает вещь, заведомо зная о наличии в ней дефекта, и не сообщает об этом дефекте покупателю, навсегда останется под гневом Аллаха.

Ибн Маджа

ХАДИС 60


    По свидетельству Абу Дарра (да будет Аллах благосклонен к нему!):

    Тот, кто претендует (в суде) на то, что ему не принадлежит, не является одним из нас (т. е. мусульманином), и он найдет свое место в Аду.

Муслим

ХАДИС 61


    По свидетельству Зайд бин Халид аль-Джу'ани (да будет Аллах благосклонен к нему!):

    Не сообщить ли мне вам, кто является лучшим из свидетелей?
    Это - тот, кто предлагает свои показания119 до того, как его попросят об этом.

Муслим

Примечание:
119
Ведущие к выявлению истины.

ХАДИС 62


    По свидетельству Абу Хурейра (да будет Аллах благосклонен к нему!):

    Сердце старого человека остается молодым для двух вещей: для (использования всех возможностей) продления своей жизни и для (утоления) безудержной любви к накоплению богатства120.

Бухари и Муслим.

Примечание:
120
См. Кор'ан:
     Сура 99, ст. 8:
          И неотступен в алчности своей
          К земным богатствам человек.
         
     Сура 102, ст. 1 -2:
         Страсть к накоплению добра
         Вас отвлекает от деяний должных
         До самой гробовой доски.


ХАДИС 63


    По свидетельству Абу Хурейра (да будет Аллах благосклонен к нему!):

    Наступит время, когда человеку будет абсолютно безразлично, каким образом получать вещи121 - законным или незаконным путем.

Бухари

Примечание:
121
То есть желаемое: деньги, комфорт и т. п.

ХАДИС 64


    По свидетельству Анаса (да будет Аллах благосклонен к нему!):

    Наступлению Конца Света122 будут (предшествовать многочисленные) знамения, среди которых: полное отмирание науки, тревожное возрастание невежества, прелюбодеяния и потребления алкоголя123. Будет уменьшаться количество мужчин и будет, соответственно, увеличиваться количество женщин до тех пор, пока на одного мужчину не будет приходиться пятьдесят женщин124.

Бухари и Муслим

Примечания:

122 Букв. "Последнего Дня".

123 Порядок перечисления знамений указывающих на скорое наступление Последнего Дня, со всей определенностью сообщает читателю (любого уровня) о прерогативах первого порядка в жизни мусульманского общества: развитие науки и знания, просвещение в области социальных наук и богословия, запрет блудодейства как главного врага нравственности и семейного устоя, запрет всего, что "пьянит и травит ум", как разрушителя нравственных устоев общества.
    Cм. Кор'ан:
    Сура 5, ст. 90:
         О вы, кто верует!
         Все, что пьянит (и травит) ум,
          азартные затеи, -
         Все это - мерзость, что измыслил
          Сатана.
         Так воздержитесь же
          от этих искушений,
          И, может быть, тогда вы обретете
          (истинное) счастье.
         
   Сура 5, ст. 91:
          И хочет Сатана азартом и вином
         Вражду и ненависть средь вас посеять
         И уклонить от поминанья Бога
          и молитвы.
         Ужель вы не сумеете сдержаться?


124 Статистика настоящего времени отмечает устойчивую тенденцию к сокращению мужской половины населения Земли, что, естественно, приводит к стабильному увеличению количества женщин, не имеющих возможности создать полноценную семью, отвечающую требованиям Господней нравственности, и вынуждающих женщину заниматься тем самым блудодейством, от которого нас предостерегают все Господни Ниспослания.

ХАДИС 65


    По свидетельству Абу Хурейра (да будет Аллах благосклонен к нему!), который нам передал:

    Когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) вел беседу, к нему подошел человек и спросил: когда наступит Последний День (Конец Света)?
    Пророк ответил: когда будет утрачено понятие чести125, ждите прихода Последнего Дня.
    Пришелец спросил: а каким образом будет утрачена честь? Пророк ответил: когда правление (страной) будет доверено негодным людям. Тогда-то и ждите Последнего Дня.

Бухари

Примечание:
125 Русское слово "честь" вбирает весь комплекс таких составляющих понятий, как: честность, неподкупность; чувство долга; принципиальность; понятие совести и т. п.

ХАДИС 66


    По свидетельству Анаса бин Малика (да будет Аллах благосклонен к нему!):

    Три принадлежности покойного провожают его (в последний путь): члены его семьи, его имущество и его дела (за прожитую жизнь). Первые две - возвращаются126, а третья - сопровождает его дальше127.

Бухари и Муслим

Примечания:

126 С кладбища домой после похорон.

127 На расчет в Судный День.

ХАДИС 67


    По свидетельству Абу Берза (да будет Аллах благосклонен к нему!):

    Слуга Аллаха предстанет в Судный День (перед своим Господом) и стоя будет отвечать на вопросы о жизни, (проведенной на земле): как он распорядился ею? - каким знанием владел128 и каким образом использовал это знание?129 - каким богатством владел, и каким образом приобрел его130, и на какие нужды расходовал?131 - в каком здравии хранил свое тело и как использовал его?132

Ат-Тирмизи

Примечания:

128 Настоятельное побуждение к овладению научным и религиозным знанием пронизывает буквально весь текст Коранического вероустава, а также звучит во многих высказываниях Господнего Посланника (да благословит его Аллах и приветствует!).

129 Ставил ли он приобретенное знание под управу нравственных ценностей.

130 Отвечал ли способ накопления богатства нравственным нормам, изложенным в Господнем вероуставе.

131 Степень расхода на милостыню (в частности) и на благотворительность (в целом).

132 Творец наш настаивает на непременном содержании в здравии и чистоте нашей телесной сущности, дарованной нам для пребывания в условиях земной реальности на срок, определенный Им, и мы будем нести ответ за наше безрассудное легкомыслие в несоблюдении этого наставления, приводящее к неоправданному сокращению срока, отпущенного нам Творцом нашим. К понятиям чистоты и здравия естественно относится соблюдение вероуставных запретов: на блуд; на потребление запретной пищи; на использование психотропных веществ (алкоголя, наркотиков); на излишества в любых дозволенных нормативах (в еде; сексе; в удовольствиях жизни: развлечениях, покупках - "ведь расточители - собратья Сатаны, а он - ваш враг заклятый!" [Кор'ан, Сура 17, ст 27]).

ХАДИС 68


    По свидетельству Анаса бин Малика (да будет Аллах благосклонен к нему!), который нам передал:

     Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) обычно взывал к Богу с молитвой: "О, Аллах! Я ищу Твоей защиты от чувства тревоги и печали; от проявлений слабости и лени; от трусости и малодушия; от скупости и бремени долгов; а также от притеснения со стороны окружающих"133.

Бухари и Муслим

    Существует вторая, столь же авторитетная, версия этого сахаби:

     Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) обычно взывал к Всевышнему с молитвой: о Аллах, я ищу Твоей защиты от проявлений слабости и лени; от малодушия и недугов старости; я ищу Твоей защиты от мук могилы; я ищу Твоей защиты от мытарств 134 жизни и смерти.

Сахих135 аль-Бухари

Примечания:

133 Как все гениально просто: величайший господний Пророк, завершивший господне посланничество на земле, обращается ко Всевышнему с мольбой помочь ему справиться со всеми теми пороками, которые не чужды ни одному человеческому существу, тем самым подтверждая самый важный Коранический догмат о человеческой природе исключительно всех пророков и посланников Господних, пришедших с Писанием или без оного, умерших своей смертью или убиенных.
     См. Кор'ан:
     Сура 17, ст. 93 - 94:
         Скажи: "Хвала Владыке моему!
         Неужто не являюсь я
         Обычным, смертным
          человеком,
         (Кто) на посланничество Господом
          (назначен)?"
         Мешает людям верить
          (в Руководство),
         Когда оно уже пришло,
         Лишь то, что говорят они:
         "Ужель Аллах посланником назначил
          человека
         (Такого ж смертного, как мы)?"


134 "Фитна" - одно из самых широко семантичных слов, использующихся в Коране: 1) корневое его значение: искушение, испытание, как в С. 2, ст. 102; в С. 8, ст. 28; 2) наказание, напасть от Бога, как в С. 5, ст. 71; 3) угнетение в условиях нестабильной смуты, как в С. 2, ст. 193; 4) положение гражданской нестабильности - смятение, разлад, грань гражданской войны. Так как все посланники Господни были смертными людьми, им не были чужды общечеловеческие страсти и эмоции; и не всегда им удавалось справляться с ними. Пророки и правдивейшие, если и лишены недостатков и пороков, то совершенным отсутствием обладает лишь Единый и Истинный, святой Царь, Обладатель величия и славы. Все другие обладают совершенством лишь в той мере, в какой наградил их Аллах, ибо полное совершенство требует, по меньшей мере, не быть рабом, принуждаемым кем-то другим, сотворенным другим и существующим благодаря другому. Следовательно, каждый человек не лишен ущербности и недостатков и суть этой ущербности в том, что он сотворен, подчинен и принуждаем, а поэтому сам по себе бессилен.
     См. Кор'ан:
     Сура 7, ст. 188:
         Скажи: "Не властен я себе ни доброе
          (назначить)
         Ни (отвратить) дурное от себя,
         Если Аллах того не пожелает.
         И если б сокровенное я знал,
         Я бы умножил всякое добро себе
          (на пользу) ,
         И отвратил бы злое от себя.
         Всего лишь увещатель я
          и благовестник
         Для тех, кто в Господа уверил".


135 "Сахих" - достоверный (хадис).

ХАДИС 69


    По свидетельству Ка'ба бин Льйаса (да будет Аллах благосклонен к нему!):

     Для каждой общины людей (на земле) Господом предусмотрено определенное испытание136. Для моей уммы (общины) таким испытанием является богатство.

Ат-Тирмизи

Примечание:
136 Когда Господь доставляет человеку избыточные блага в этом мире, Он испытывает его на практическое благочестие, которое обязывает искренне верующего делиться с неимущим. Как правило, большинство людей не считают эти блага избыточными, предпочитая хранить их для себя (в закромах или банках). И здесь им уже ничего не поможет: ни словесное заверение в благочестии, ни молитва.
     См. Кор'ан:
     Сура 2, ст. 155:
         Поистине, Мы испытаем вас
          и долей страха,
         И голодом, убытками в добре,
         Потерей жизни (тех, кто дорог),
         Потерями плодов (труда).
         
     Сура 8, ст. 28:
         И знайте: все ваше добро и дети -
         Лишь испытание для вас,
          И только у Аллаха -
          высшая награда.


ХАДИС 70


    По свидетельству Абу Хурейра (да будет Аллах благосклонен к нему!):

    Пусть тот, кто верит в Аллаха и Судный День либо говорит благопристойные вещи, либо не говорит ничего. Пусть тот, кто верит в Аллаха и Судный День, будет доброжелателен к своему соседу, и пусть тот, кто верит в Аллаха и Судный День, будет щедр к своему гостю.

Бухари и Муслим

ХАДИС 71


    По свидетельству Абу Хурейра (да будет Аллах благосклонен к нему!):

     Один человек спросил Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!), кто из его ближайших родственников имеет самые большие права на него. Пророк ответил: твоя мать. Человек спросил: а кто еще? Пророк ответил: твоя мать. И вновь он (человек) спросил: а потом кто? И вновь Пророк ответил: твоя мать. Но кто же все-таки потом, спросил человек. (И лишь на четвертый раз) "твой отец" - был ответ Пророка.

Бухари и Муслим

ХАДИС 72


    По свидетельству Абу Хурейра (да будет Аллах благосклонен к нему!):

     Из всех динаров137, которые вы расходуете на пути Господнем, те динары, что вы тратите на выкуп раба, те, что подаете как милостыню бедным, и те динары, что вы расходуете на жену и детей, самыми ценными при вознаграждении (вас Господом) будут те, что вы тратите на вашу семью.

Муслим

Примечание:
137 В тексте "динар" как денежная единица стоит в единственном числе в значении обобщающего множественного числа.

ХАДИС 73


    По свидетельству Ибн 'Умара (да будет Аллах благосклонен к нему!):

    Тот, кто наносит своим родственникам всего лишь визит вежливости, не выполняет до конца своих обязательств относительно (соблюдения незыблемости) родственных связей. Но тот, кто сможет пренебречь (проигнорировать) погрешностями своих родственников, простить им и посещать их ради укрепления родственных уз, которые были прерваны, выполнит свои родственные обязательства в полной мере.

Бухари

ХАДИС 74

    По свидетельству Жубайр бин Мут'им (да будет Аллах благосклонен к нему!):

    Тот, кто повинен в разрыве кровных уз родства, (никогда) не войдет в Рай.


ХАДИС 75


    По свидетельству Абу Мас'уда У'кба ибн 'Амр аль-Ансари аль-Бадри (да будет Аллах благосклонен к нему!):

    Среди заветов, переданных людям пророками прошлых времен, есть (следующий): если у вас нет стыда и совести, то поступайте как знаете138.

Бухари

Примечание:
138 Ответственной за содеянное вами станет ваша душа, которая является заложницей ваших дел и которой предстоит держать ответ в День Великого Суда перед Создателем.

ХАДИС 76


    По свидетельству Абу Хурейра (да будет Аллах благосклонен к нему!):

     Не завидуйте друг другу; не испытывайте ненависти по отношению друг к другу; не отворачивайтесь друг от друга; не сбивайте ставки друг другу139, а будьте, о слуги Аллаха! братьями. Один мусульманин - брат другому мусульманину: он не притесняет его и не предает его интересы, он не лжет ему и не оскорбляет его презрением. Набожность (вера в Бога) находится прямо здесь (и Пророк указал на грудь три раза). Очень дурно для каждого человека испытывать чувство презрения по отношению к своему брату мусульманину и смертным грехом для мусульманина является убийство другого мусульманина, либо завладение его имуществом, или же посягательство на его честь.

Муслим

Примечание:
139 С целью возобладать друг над другом.

ХАДИС 77


    По свидетельству Ибн 'Умара (да будет Аллах благосклонен к нему!), который нам передал:

     Как-то Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) проходил мимо двух братьев ансаров140, из которых один давал наставление второму (не быть таким скромным). Пророк сказал: оставь его в покое и не советуй ему ничего подобного; ведь скромность - это часть веры (Иман).

Бухари и Муслим

Примечание:
140 Ансары - жители Медины, принявшие под свою крышу мухаджиров (первых переселенцев-мусульман из Мекки) и разделившие с ними все тяготы первых лет становления исламского государства.

ХАДИС 78


    По свидетельству Абу Хурейра (да будет Аллах благосклонен к нему!):

     Силен и могуществен не тот, кто сбивает человека с ног (своим ударом). Действительно сильным является тот, кто способен сдержать себя в порыве гнева141.

Бухари и Муслим

Примечание:
141 Именно в порыве гнева совершается бесконтрольный грех.

ХАДИС 79


    По свидетельству Абу Хурейра (да будет Аллах благосклонен к нему!):

     Один человек попросил Пророка дать ему совет, (который Пророк считает особо важным). Пророк сказал: (никогда) не поддавайся порыву гнева. Человек повторил свой вопрос несколько раз, но каждый раз Пророк отвечал: (никогда и ни при каких обстоятельствах) не поддавайся порыву гнева142.

Бухари

Примечание:
142 Именно в порыве гнева совершается бесконтрольный грех.

ХАДИС 80


    По свидетельству Абдуллы (да будет Аллах благосклонен к нему!), который передал нам следующее:

    Все живые существа (вся живность), созданные Аллахом, испытывают нужду в своем Создателе (для проживания в земных условиях). Поэтому Аллах больше всех любит тех, кто проявляет доброту к нуждающимся в Нем.

Аль-Байх'кый