Хадисы Пророка

Предисловие
Аль-Ахадис (1-40)
Хадисы Пророка (41-80)
Хадисы Пророка (81-120)
Хадисы Пророка (121-160)
Хадисы Пророка (161-200)

ХАДИС 81

    По свидетельству ибн 'Аббаса (да будет Аллах благосклонен к нему!), который передал нам следующее:

    Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал Ашаджу Абд аль-Куэйс: у тебя есть два качества, которые Величайший Аллах любит и ценит: одно из них - мягкость143, другое - терпимость (толерантность)144.

Муслим

Примечания:

143 "Мягкость" - как отсутствие давления и грубого настаивания.

144 "Терпимость" - как способность примириться с теми качествами или действиями людей, которые вас не устраивают, с которыми вы принципиально не согласны.

ХАДИС 82

    По свидетельству Муауия (да будет Аллах благосклонен к нему!):

    Когда вы заинтересованно следите за личной жизнью людей, вы побуждаете их к дурному145.

Аль-Байх'кый

Примечание:

145 Ко лжи, укрывательству, к излишним расходам - к коррумпированности личности в целом, к пренебрежению семейными и служебными обязанностями в частности.

ХАДИС 83

    По свидетельству Абу Хурейра (да будет Аллах благосклонен к нему!):

    Строго старайтесь преодолеть чувство зависти, ибо зависть пожирает добрые дела столь же (быстро), сколь огонь пожирает сухое дерево146.

Абу Дауд

Примечание:

146 Зависть побуждает человека идти на любые средства для получения предмета зависти, пренебрегая при этом понятием чести и канонами (добро)порядочности. Коранический вероустав предупреждает нас об этом по всему тексту Господнего Руководства, резюмируя последними строками Суры 113, в которой человек взывает ко Всевышнему о защите "от зла завистника, когда в нем зависть зреет".

ХАДИС 84

    По свидетельству Абу Хурейра (да будет Аллах благосклонен к нему!), который передал нам следующее:

    Один человек подошел к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует!) и спросил его: (при каких обстоятельствах) подача милостыни является особо благочестивым (актом)?
    Пророк ответил: (такими обстоятельствами являются следующие:) когда вы находитесь в полном здравии, испытываете острое желание к накоплению богатства, вас пугает нищета и вы обуреваемы страстью к деньгам. Не откладывайте подачу милостыни на тот момент, когда вы окажетесь в тисках смерти и будете тогда говорить: тому-то и тому-то дать это, а тому-то и тому-то дать то, потому как тогда уже и тому, и другому принадлежит все (по праву наследства).

Бухари и Муслим

ХАДИС 85

    По свидетельству Абу Хурейра (да будет Аллах благосклонен к нему!):

    Каждая частичка человеческого существа должна творить милостыню каждый день с восхода солнца: справедливо рассудить двух людей - это милостыня; помочь человеку подняться и поднять его багаж на его средство передвижения147 - это милостыня; доброе слово - это милостыня; убрать предмет с дороги, (мешающий проезду или проходу,) - тоже милостыня.

Бухари и Муслим

Примечание:
147 "Даб'а" - любая живность (осел, лошадь, верблюд), используемая как средство передвижения.

ХАДИС 86

    По свидетельству Матери148 правоверных Умм Абдулла 'Айиши (да будет Аллах благосклонен к ней!), которая передала слова Посланника Аллаха (да будет на нем благословение и мир Аллаха!):

    Тот, кто введет в (Господне)149 веленье150 то, чему там нет места, найдет свое нововведение151 отвергнутым (Аллахом).

Бухари и Муслим

Примечания:

148
Титул жены Пророка.

149 Букв. в "Наше веленье".

150 "Веленье" включает все виды выражения Господнего волеизъявления: Господних деяний: Господний вероустав, переданный в Кораническом Писании; (веро)уложения, низведенные Пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует!) и сведенные в Сунну; Господни обетования, находящие практическое осуществление везде и повсюду вокруг нас.

151 Нововведения, о которых здесь идет речь могут иметь два практических способа выражения: 1) внесение изменений в Господне Писание: утаивание одного, изворотливое (чаще всего - конъюнктурное) толкование другого, внесение всякого рода измышлений, направленных, как правило, на снятие либо смягчение запретов, - одним словом: вторжение человеческого фактора с явной тенденцией "притирки", а скорее всего, "подгонки" Писания к своим страстям и нуждам 2) вмешательство, аргументированное доводами пространственно-временной степени достоверности, в тот совершенный порядок, в ту безупречно функционирующую структуру земных и околоземных связей, что была задумана быть Творцом нашим и поставлена в услужение нам. Любое вмешательство в эти отлаженные связи, в этот безупречно "работающий" организм творения Господнего пагубно для всего пребывающего в нем - вот вам и вопросы экологии!

ХАДИС 87

    По свидетельству Абу Абдуллы ан-Ну'мана, сына Башира (да будет Аллах благосклонен к ним обоим: отцу и сыну!), который передал слова Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!):

    То, что является дозволенным152, - очевидно (для каждого)153, как и то, что является недозволенным, - понятно (каждому). Но между этими двумя (уложениями) существует много неясных (моментов, вызывающих сомнение и неуверенность), о которых лишь немногие имеют представление154. А потому тот, кто сумеет избежать дел, (влекущих за собой) сомнительное155 решение, останется чист перед своей верой и честью. Тот же, кто не сможет противостоять сомнительному (решению дела), падет в запретное, подобно той овце, что пасется у заповедной черты 156 и вот-вот ее преступит157.

Бухари и Муслим

Примечания:

152
Буквально - "является законным", где слово "закон" используется в его первозначном, богословском значении "дозволенного Богом", задолго до приобретения им значения юридической нормативы. Отсюда "незаконно" - то, что запретно Богом.

153 Понятно для всех и не требует дополнительных разъяснений.

154 В Кор'ане в Суре 3, ст. 7 содержится прекрасное толкование этого момента:

          Он от Себя послал тебе святую Книгу,
          Одни айаты в ней несут открытый
          смысл,
          Собой являя как бы матерь Книги.
          Другие - скрыты в толковании своем.
          Но те, (чье сердце по земле) в грехах
          (блуждает),
          Желая смуты, измышляют смысл
          скрытый,
          Кой недоступен никому, кроме Аллаха.
          А те, чьи знания глубоки, говорят:
          "Мы веруем в (святую) Книгу,
          Чей мудрый дух завещан нам от Бога,
          И весть ее способен охватить
          Лишь тот, чей разум светел" .

         
   Сура 2, ст. 255 еще полнее уточняет этот смысл:
         
         Он ведает все, что творенья Его
          испытали,
         И то, что за ними наступит вослед,
         И им из мудрости Его
         Назначено познать лишь то,
          что Он дозволит.


155 "Сомнительное" с точки зрения "праведности" как Господнего критерия оценки любого действия.

156 "Заповедная черта" - это то, что отделяет сакральное от светского, священное от мирского.

157 Вторжение невежества (и отсюда - неверия) в область сакрального (священного) непозволительно и является недозволенным преступлением Господних пределов.

ХАДИС 88

    По свидетельству Абу Хурейра Абд ар-Рахмана ибн Сахра (да будет Аллах благосклонен к нему!), который передал слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!):

    Избегайте того, что Я запретил вам, и по возможности больше делайте из того, что Я вам дозволил. Ведь именно чрезмерное словопрение и несогласие с пророками погубило тех, кто жил до вас158.

Бухари и Муслим

Примечание:
158
Создатель продукта (инженер конструкции) всегда лучше знает режим его работы, при котором не будет "сбоев". Заповеди и запреты, изложенные Творцом нашим в Писании - это и есть режим вашей жизнедеятельности. Господь посылает человеку свод заповедей дозволенного и запретного, вероустав для проживания на земле в условиях строгого порядка, учрежденного Им, нарушение которого карается катаклизмами, эпидемиями и т. д., ведущими к тяжким последствиям для людей либо к гибели всего неверного народа, о чем свидетельствует историческая практика. Нам же надлежит воспринимать Весть Божию как ценные указания, внедрять ее в свою работу, в свое мышление, в свою жизнь. Нам надлежит не почитать Весть, но пользоваться ею, и если мы не сумеем познать ее и следовать ей, мы погибнем... Весть - Писание - это та "программа", по которой жизнь и деятельность человека должны гармонично влиться в мировой "порядок строгий, что задуман был Творцом" (Кор'ан, Сура 23, ст. 71), и сознательное участие человека в осуществлении этого порядка и есть "служение во благо" в рамках личной ответственности, когда его воля добровольно и с радостной активностью сливается с волей Творца. Ведь настоящее послушание есть не что иное, как понимание! И лишь невежи могут противиться послушанию Вести Господней и вести то самое словесное препирательство в вопросах богословия, на которое так часто указывает Священный Кор'ан.

ХАДИС 89

    По свидетельству Абдуллы ибн Мас'уда (да будет Аллах благосклонен к нему!), который передал нам слова Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!):

    Дела, которые (в Судный День) будут рассматриваться в первую очередь - это дела, связанные с кровопролитием.

Сахих аль-Бухари

ХАДИС 90

    По свидетельству Абу 'Аббаса Абдуллы, сына 'Аббаса (да будет Аллах благосклонен к ним обоим: отцу и сыну!), который сказал:

    Однажды я сидел за спиной Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!), и он сказал: "О юноша, я дам тебе наставление следующими словами: помни об Аллахе - и Он, помня о тебе, защитит тебя; помни об Аллахе - и ты почувствуешь159, что Он перед тобой. Если ищешь ответа на вопрос160, спрашивай у Бога; если ищешь помощи, взывай о ней к Нему и знай, что если весь мир161 объединится (в своем желании) облагодетельствовать тебя, он одарит тебя лишь тем, что Аллах тебе уже назначил; и знай, что если весь мир объединится, чтобы причинить тебе зло, то он навредит тебе лишь тем, что Аллах уже тебе предписал162, - ибо Перо уже оторвано (от бумаги) и чернила (давно) просохли".
Ат-Тирмизи

    Существует еще одна версия данного хадиса:

    Помни об Аллахе - и ты узришь Его. Поминай Господа во дни благоденствия - и Он вспомнит о тебе в дни твоих тягот. Знай: то, что миновало тебя, - и не должно было случиться с тобой, а то, что уже произошло с тобой, - никак не могло миновать тебя. И знай: победа приходит только с терпением и стойкостью духа; печаль сменяется радостью, а на смену тяготам приходит облегченье 163.


Примечания:

159
Букв. "найдешь", "увидишь".

160 Букв. "спрашиваешь".

161 Букв. "народ", "люди", "община".

162 Так как данный хадис поднимает столь часто дискутируемый вопрос о Господнем предопределении, мне бы хотелось предложить читателю блестящее исследование по этому вопросу мужей богословия:
Основатель мутазилизма Васил бен Ата (700 - 749 гг.) говорит, что внешние обстоятельства жизни человека предпосланы Богом, но поступки свои человек творит сам. Знаменитый аль-Халладж (858 - 922 гг.) утверждал, что существует два начала: 1) вечное веление Аллаха совершать добро и 2) сотворенная Аллахом воля, которая позволяет человеку совершать зло; таким образом Аллах испытывает человека. Халладж в некоторой степени предвосхитил Аш'ари (умер в 935 г.) - создателя доктрины "касб(а)" в суннитском богословии, согласно которой любой поступок человека совершается по воле Бога и человек несет ответственность перед Богом за совершенный поступок только в том смысле, что Аллах, испытывая его, лишь предлагает совершить то или иное действие, предоставляя ему свободу выбора поступка. Критерием праведности либо греховности поступка служат Коран и Сунна. Осудить дурной поступок отнюдь не означает выступить против Бога, Который якобы предопределил его, цель предоставления выбора дурного - проверить, испытать человека на "практическое" благочестие. Поэтому природу зла нужно искать в воле, дарованной человеку Господом, который по самому естеству Своему добр. "Когда люди непреодолимо упорствуют в неверии - это значит, что они осуждены на гибель всеведущим Богом, Который, зная, что они в глубине души своей бесповоротно предпочли зло добру, не заботится более об их спасении, а, напротив, для Своих провиденциальных целей ожесточает еще более сердце их (все равно уже ожесточенное и погибшее). Этих, по самому естеству своему бесповоротно неверных, Господь может заставить уверовать лишь Своим волевым решением, но в отказе Всевышнего делать это и заложена идея свободы выбора человека, свободы его предпочтений, а отсюда - Господний Суд над предпочтившими зло и осуждение их на вечные муки Ада в позоре и бесчестии". - Вл. Соловьев "Магомет. Его жизнь и религиозное учение". СПб., 1896 г.

163 См. Кор'ан:
     Сура 94, ст. 5 - 6:
          Ведь истинно,
          За каждой тягостью наступит облегченье.
         
          Поистине,
          За каждой тягостью настанет облегченье.

ХАДИС 91

    По свидетельству Абу Зарра (да будет Аллах благосклонен к нему!):

    Один из асхабов164 Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) обратился к Пророку со словами: "О, Посланник Аллаха! Есть среди богатых те, кто удостоился щедрых даров (от Аллаха), - а ведь они и молятся как мы, и постятся подобно нам, но, (в отличие от нас, они имеют возможность) заниматься благотворительностью из тех (обильных) средств, которыми они располагают". (Пророк) ответил: "Разве не наделил вас Аллах тем, что вы можете обратить в добродетель? Поистине, каждая тасбиха165 - это добродеяние; каждая такбира166 - добродеяние; каждая тахмида167 - добродеяние; каждая тахлиля168 - опять же добродеяние. Побудить человека к добродетели - неужто не добродеяние! Отвратить его от зла - ужель не благочестие! А таинство общения двух полов - разве не богоугодное дело!169 "
     И тут они спросили: "О Посланник Аллаха, неужто не противясь зову пола, мы еще и получаем вознаграждение за это?" (Пророк) ответил: "Разве вы не знаете, что, делая запретным (дозволенное Богом), вы совершаете грех170, а, возводя (дозволенное) в ранг закона (для себя), вы удостаиваетесь награды (Аллаха) .

Муслим

Примечания:

164
"Асхаб", мн. число от "сахаби" - сподвижники Пророка.

165 "Субхана лла" - Аллах лишен любой степени несовершенства.

166 "Аллаху акбар" - Аллах велик.

167 "Аль хамду лилля" - хвала Аллаху.

168 "Ля илляха иль Алла" - нет божества иного, кроме Бога Единого.

169 Физиологическое совокупление мужчины и женщины, предусмотренное Создателем, как способ репродуцирования и нравственно-регулируемое Кораническим вероуставом.

170 В Священном Кор'ане детально представлены Господни вероуложения, касающиеся практически всех областей человеческой жизнедеятельности, включая семейную жизнь и ее интимные стороны.

ХАДИС 92

    По свидетельству ан-Навваса ибн Самйана (да будет Аллах благосклонен к нему!), который передал слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!):

    Праведность (человека) - это достоинство (его) морали; (его) прегрешения - это плетение чего-то (недоброго) в (его) душе и чего-то того, что ему171 стыдно выставить напоказ.

Муслим

    Вторая версия этого хадиса, переданная по свидетельству Вабиса ибн Ма'бада (да будет Аллах благосклонен к нему!):

    Я пришел к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!), и он сказал: "Ты пришел, чтобы узнать, что есть Праведность? " "Да", - ответил я.
    "Обратись же к сердцу своему, - сказал он. - Праведность - это то, что не беспокоит душу и сердце; а прегрешение - это то, что (недобро) шевелится в душе и тяжело мечется в груди даже тогда, когда многие одобрительно высказались в пользу твоего (решения)".172


Примечания:

171
В тексте звучит "тебе", "в твоей (душе)", которое на русском, как правило, передается местоимением 3 л. ед.ч. со значением отсутствия рода, т.е. "он", "его", "ему" - всякому.

172 Аллах заложил расположенность к Себе в людях отроду ("фитрат Аллаху"), т.е. каждый человек естественно предрасположен к вере в Бога. И поскольку вера во Всевышнего заложена в душах отроду, все люди делятся на две группы: на тех, кто отстранился и "забыл", - это безбожники, и на тех, кто долго размышлял и "вспомнил" (Сура 38, ст. 29). Это и есть то самое "припоминание, воспоминание" душ, к которому так часто взывают рефрены Кор'ана (Сура 54, ст. 17). И здесь человеку необходимо максимально организовать, настроить "на работу" внутреннее зрение, ибо только через это - приход к Богу с помощью тайного созерцания и открытия "завесы" (Сура 2, ст. 7), только в этом - путь, которым он пойдет, поведение, которого он будет неукоснительно придерживаться, и состояния, через которые он будет проходить в своем поведении. И здесь - желаемое Господом: признание его души, а не языка, ибо язык есть и у признающих и у отрицающих (Сура 23, ст. 86 - 89). Беспорядок во внутреннем зрении грозит той самой (Сура 7, ст. 172) слепотой, о которой нас так часто предупреждает Кор'ан (Сура 2, ст. 18; Сура 20, ст. 124; Сура 22, ст. 46; Сура 17, ст. 72 и т. п.). ""Внешнее" видение - соблазн, "внутреннее" - назидание. "Внутреннее" видение - это правдивое уверование в отсутствующее для глаз - "незримое"; когда они вкусили его и в их сердцах разлился Свет его, у них исчезло всякое сомнение" (Абу Сайд аль-Араби). Сердца, не обретшие внутреннее видение - пастбище Сатаны и войско его, ибо в них взрастают все пороки: зависть, злоба, замышление зла людям, недоверие, гордыня. Вдохнув в человека дух, Господь тем самым как бы приблизил его к Себе, дав ему возможность именно через дух познать Бога Творца и Его Волю, ниспосланную в Писании, ибо все во Вселенной способно познать и почувствовать лишь по роду своему. Дух по роду своему не может быть заражен, он пребывает в человеке в так называемых внутренних ощущениях, в душе его, и только он всегда безошибочно вам подскажет, что истинно, а что ложно, что есть Добро, а что - Зло. И, зная это, Сатана взывает именно к рассудку человека, который сам по себе телесный, а потому и может быть подвержен соблазну. Обратите внимание, как часто о возможности такого соблазна предупреждает вас Коран, каким прекрасным доказательством этому звучит ст. 22, С. 14: "И власти не было над вами (т.е. над вашим духом!) у меня: я только звал вас (Дух позвать нельзя Сатане, Дух - всецело в ведении Бога, вдохнувшего его от Себя!), ну а вы отозвались" - это слова Сатаны, который расписывается в своем бессилии перед человеческим духом.

ХАДИС 93

    По свидетельству Абу Наджиха аль-Ирбада ибн Сарийа (да будет Аллах благосклонен к нему!):

    Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) прочел нам наставление, от которого наши сердца наполнились благоговейным страхом, а глаза - слезами. И сказали мы: "О Посланник Аллаха, наставление твое нам видится прощальным. Оставь же нам свое завещание".
    (Пророк) сказал: "Завещаю вам страшиться Господнего гнева173 и оставаться благочестивыми даже тогда, когда раб станет вашим господином. Истинно, тот из вас, кто проживет долгую жизнь, станет свидетелем многочисленных раздоров, а потому строго следуйте тому пути, по которому я вел вас и по Сунне праведных халифов, (что была завещана им мною,) - не отступайте от нее ни на йоту174. Не допускайте никаких нововведений175, ибо каждое из них - (человеческое) измышление, а в каждом вымысле - заблуждение, а в нем-то - прямая дорога в Ад".

Ат-Тирмизи и Абу Дауд

Примечания:


173 Элемент страха перед Аллахом является немаловажным в Исламе, но он строго подчинен элементу любви к Всевышнему, и в этой связи было бы справедливо привести слова молитвы Али ибн аль-Муаффака: "О, Аллах, если я служу Тебе из страха перед Адом, то покарай меня Адом; если я служу тебе из чистой любви, тогда делай мне все, что Тебе угодно".

174 Букв. "держитесь за нее зубами".

175 Мухаммад-пророк завершил длинный ряд посланников Господних в том смысле, что после него уже не было и не будет посланников с Писанием. Будут мыслители, проповедники, реформаторы, но именно с ним, с Пророком Мухаммадом, было послано единственное Писание, сохранность которого от искажений (через вторжение человеческого фактора) Господь возложил на Себя.
     См. Кор'ан:
     Сура 15, ст. 9:
          Мы, истинно, послали Книгу
          (В руководство людям)
          И будем, истинно, блюсти
          ее сохранность.

Все Писания были посланы Одной Рукой, и все несли непреложные Истины Одного-Единого Господа Нашего, Его вероустав и руководство нам как милость от Него, и все они были обречены на ту или иную степень "ухода", - значит, так было задумано, значит, так было надо - ведь "неминуемо свершается все то, что Господом задумано к свершенью". У нас нет Евангелия Иисуса, у нас есть основательные сомнения, подтвержденные исследованиями хранилищ, относительно достоверности других рукописей - Писаний. Но в чем единодушны все, даже самые ярые противники Ислама, так это в том, что Священный Коран - единственное ниспослание, не тронутое ни временем, ни человеком. Оно живет и "работает", будоража умы даже самых откровенных скептиков, зовет к единению людей как рода человеческого, под знамя веры в Бога Единого, а потому любое нововведение на уровне богословского диктата, распоряжения или даже рекомендации можно рассматривать, в лучшем случае, как игру человеческих страстей, а что гораздо опаснее - как проделки Лукавого (Сатаны), о которых нас так часто предупреждает Священный Кор'ан.
Кор'ан - единственное Писание, записанное при жизни Пророка непосредственно с его слов, за тысячу триста лет своего существования не претерпело ни малейшего изменения и стало "материально ощутимым" свидетельством или, скорее, Господним знамением истинности Слова. Сохранность Священного Корана была декретирована Всевышним, что говорит о несомненной единственности Писания, лишенного любого вторжения человеческого фактора, сохранность которого Господь возложил на Себя.

ХАДИС 94

    По свидетельству Абу Та'лаба аль-Хушбани Джуртума ибн Нашира (да будет Аллах благосклонен к нему!), который передал слова Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!):

    Всемогущий Аллах установил (для нас) религиозные обязанности - не пренебрегайте ими; Он установил пределы (дозволенного) - не преступайте их; Он наложил запрет на некоторые вещи - не прикасайтесь к ним. О некоторых же вещах Он умолчал - из милосердия к вам, а отнюдь не по забывчивости, - так не пытайтесь же познать их.

Ад-Даракутни

ХАДИС 95

    По свидетельству Ибн 'Умара (да будет Аллах благосклонен к нему!), который передал нам слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!):

    Для каждого мусульманина (строго) необходимо слушать и повиноваться (велениям мусульманского правителя), но только если эти веления не принуждают (мусульманина) ослушаться (Господних) заповедей; а потому, если указ правителя вступает в противоречие с Господним вероуставом, к нему не следует ни прислушиваться, ни повиноваться.

Бухари и Муслим

ХАДИС 96

    По свидетельству Абу Хурейра (да будет Аллах благосклонен к нему!), который передал слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!):

    Люди каждой страны сообща владеют: питьевыми источниками; лесными и пастбищными массивами; энергетическими запасами176.

Бухари и Муслим

Примечание:
176
Нефть, газ, уголь, торф и т. п.

ХАДИС 97177


    По свидетельству Абу Сайда аль-Кудри (да будет Аллах благосклонен к нему!), который поведал нам следующее:

    Однажды некто спросил Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!): "О, Посланник Аллаха! Кого можно считать лучшим из людей?" Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) ответил: "Верующего, который дерзает на Господнем промысле всей своей жизнью и всем своим добром". Они спросили: "А кто еще?" И он ответил: "Верующий, который, (уединившись на одной из горных троп,) благоговейно преклонил колени пред Аллахом и не втягивает людей в свои беды".

Бухари и Муслим

Примечание:
177 *
См. хадис 98. Сопоставляя эти два мудрейших хадиса Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!) при беглом поверхностном прочтении читатель может ошибочно узреть в них противоречие. Но это всего лишь до того момента, пока мы не откроем университетский учебник "Общество и личность" по социальной психологии - науке, появившейся лишь в XX в. и открывшей нам целый огромный мир нравственных тонкостей взаимоотношений человека и общества - таких хрупких, таких легкоранимых! А ведь Пророк Божий (да благословит его Аллах и приветствует!) изложил их всего не более чем в десяти хадисах. Воистину, хвала Аллаху, Господу Миров!

ХАДИС 98178

    По свидетельству аль-Хассана бин Али (да будет Аллах благосклонен к нему!), который передал слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!):

    Тот, кто (постоянно) находится среди людей и делит с ними их невзгоды, получит лучшую награду (у Аллаха)179 нежели тот, кто сторонится людей, не желая разделить их беды.

Ат-Тирмизи

Примечания:

178 *
См. хадис 97. Сопоставляя эти два мудрейших хадиса Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!) при беглом поверхностном прочтении читатель может ошибочно узреть в них противоречие. Но это всего лишь до того момента, пока мы не откроем университетский учебник "Общество и личность" по социальной психологии - науке, появившейся лишь в XX в. и открывшей нам целый огромный мир нравственных тонкостей взаимоотношений человека и общества - таких хрупких, таких легкоранимых! А ведь Пророк Божий (да благословит его Аллах и приветствует!) изложил их всего не более чем в десяти хадисах. Воистину, хвала Аллаху, Господу Миров!

179 То есть лучший из вас в деснице Аллаха - тот, кто готов разделить невзгоды своих соплеменников, не отягчая их своими личными бедами.

ХАДИС 99

    По свидетельству Абдуллы бин 'Амр бин аль-'Аса (да будет Аллах благосклонен к нему!), который передал нам слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!):

    Аллах лишает просвещенных людей 180 их знания не путем удаления его (из их умов и сердец), а путем забирания (к Себе жизни) этих людей, и (так будет) до тех пор, пока не останется в живых ни один из них, а народ181 изберет своими управителями 182 тех невежд, которые будут принимать решения и вершить суд, не владея нравственно-религиозным знанием183. Они сами впали в заблуждение и ввели в заблуждение других.

Бухари и Муслим

Примечания:

180
"Просвещенный" - в смысле владения не только научно-техническим, общеобразовательным (социальным) знанием, но, как непременное условие, ставящий это знание под неукоснительную управу нравственных прерогатив Господнего Руководства. Катастрофические плоды безнравственного использования научного знания - везде вокруг нас: это и экология, и военно-политические и, как ни странно, конфессиональные разборки с использованием новейших технологий и т. п.

181 Народ как безликая технократия, родившаяся потугами рассудочной деятельности человека, для которого нравственные ориентиры уже давно ушли на самый задний план.

182 "Управы" - в самом широком смысле этого слова: судебные, законодательные, исполнительные, просветительские и т. п.

183 Создав человека и введя его в безупречно функционирующий механизм Вселенной, Творец посылает ему свод заповедей дозволенного и запретного - вероустав для проживания на земле в условиях строгого порядка, учрежденного Им, нарушение которого карается страшными природными катаклизмами, эпидемиями, ведущими либо к тяжким последствиям для согрешившего люда, либо к гибели всего неверного народа, о чем свидетельствует историческая практика.

ХАДИС 100


    По свидетельству Ма'киля бин Йасара (да будет Аллах благосклонен к нему!), который передал нам слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!):

    Любой человек, которому Аллах предоставил править людьми, а он не обеспечивает их интересы должным образом, (руководствуясь понятиями закона и чести,) никогда не почувствует даже запаха Рая.

Бухари и Муслим

ХАДИС 101

    По свидетельству 'Абдур-Рахмана бин Самура (да будет Аллах благосклонен к нему!), который передал нам слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!):

     О, 'Абдур-Рахман бин Самура!
     Не старайся стать Правителем184, ибо, если ты получишь власть, прося ее, ты будешь ответственен за претворение ее (на жизненной практике); если же тебе дадут ее (власть) волевым решением других, то (эти другие) будут помогать тебе справиться с нею.

Бухари и Муслим

Примечание:
184
Президент, премьер, канцлер и т. п.

ХАДИС 102

    По свидетельству 'Айиши185 (да будет Аллах благосклонен к ней), которая передала нам слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!):
    Самый ненавистный Аллаху тот, кто больше всех дает повод для ссор с оппонентами.

Бухари и Муслим

Примечание:
185
'Айиша - жена Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует!), дочь праведного халифа - Абу Бакра.

ХАДИС 103

    По свидетельству Абдуллы бин 'Умара (да будет Аллах благосклонен к нему!), который передал нам слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!):

    Дурным предвестием являются три вещи: (ненадежный) конь, (непредсказуемые) женщины и (неблагоприятный) дом.

Бухари и Муслим

ХАДИС 104

    По свидетельству Aбу Хурейра (да будет Аллах благосклонен к нему!), который поведал нам:

    Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) поднялся на ноги186 и заговорил с нами об "аль гулюл(е)"187, подчеркивая важность вопроса и заявляя при этом, что "аль гулюль" является большим грехом: "Никогда не совершайте "аль гулюль", т. к. мне бы не хотелось видеть никого из вас в Судный День, несущего на своей шее блеющую овцу либо ржащую лошадь. И этот человек воззовет (ко мне): о Посланник Аллаха, предстательствуй за меня перед Аллахом! - и я отвечу ему: я не могу помочь тебе, потому что я передал тебе послание Аллаха.
     Мне бы также не хотелось увидеть человека, несущего на своей шее оскалившегося верблюда188, такой человек скажет: о Посланник Аллаха, предстательствуй за меня перед Аллахом! - и я отвечу: я не могу помочь тебе, ведь я передал тебе послание Аллаха.
     И мне не хотелось бы увидеть человека, несущего на своей шее золото и серебро и взывающего (ко мне): о Посланник Аллаха, предстательствуй за меня перед Аллахом! - а я скажу ему: я не могу помочь тебе, ведь я передал тебе послание Аллаха. И я не хотел бы увидеть человека, несущего на своей шее развевающиеся одежды, который скажет мне: о Посланник Аллаха, предстательствуй за меня перед Аллахом! - а я скажу ему: я не могу помочь тебе, ведь я передал тебе послание Аллаха".

Сахих аль-Бухари

Примечания:

186
Очевидно, после молитвы.

187 Я оставляю кальку "аль гулюль", потому что это слово не имеет строго адекватного перевода на русский язык. В абстрактно-широком смысле оно означает принятие "подарка" (а если быть более точными) - взятки в обмен (или в ответ) за оказанную услугу; а в узкоконкретном смысле: присвоение части коллективной прибыли, выигрыша (а в еще более узком смысле времен Пророка: части военных трофеев) до их распределения между участниками сделки, между участниками союзных сторон, между членами общины и т. п., исходя из принципа, что вам причитается.

188
Далее следует перечисление самых распространенных предметов взяток, имеющих как пространственно-временной характер: овца, лошадь, верблюд (характерная для Аравии тех времен), так и общечеловеческий характер: золото, серебро, предметы одежды и т. п. Причем Коранический вероустав предупреждает нас, что в Судный День нам надлежит на собственной шее нести груз и предметы грехов наших и вес их будет мерой степени нашего греха.
     См. Кор'ан:
     Сура 29, ст. 12 - 13:
          И те, кто не уверил, верующим
          говорят:
          "Вы следуйте по нашему пути,
          И понесем грехи мы ваши на себе!"
          Но ничего из их грехов
          они не понесут -
          Лжецы они, и только!
          Нести им бремя собственных (грехов)
          И груз (грехов за совращение душ
          ближних),
          Что ляжет грузом на их груз.
          В День Воскресения их спросят
          За (ложь всего) измышленного ими.


ХАДИС 105

    По свидетельству Анаса бин Малика (да будет Аллах благосклонен к нему!), который передал нам слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!):

    (Старайтесь) облегчать, а не усугублять положение вещей для людей, (старайтесь) давать им только добрые вести; не заставляйте их сторониться вас189.

Сахих аль-Бухари

Примечание:
189
Это - наставление мусульманам относительно того, как они должны обращаться с их соплеменниками-немусульманами: проявлять снисходительность и терпимость; не концентрировать их внимание на дурных сторонах и погрешностях некоторых представителей мусульманской уммы, вызванных их невежеством или слабостями, компрометирующими мусульманское учение в целом; не допускать искажения постулатов веры, определяющих жизнедеятельность истинного мусульманина, дабы не отвратить их от истинной Господней религии.

ХАДИС 106

    По свидетельству Абу Хурейра (да будет Аллах благосклонен к нему!), который передал нам слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!):

    (Никогда) не желайте встречи с недругом190, но если все же его встретите, наберитесь терпения.

Сахих аль-Бухари

Примечание:
190
Враг, недруг; неприятель; недоброжелатель; оппонент. Никоим образом не поддаваться на любого вида провокацию; быть холодно-сдержанным, чтобы бесстрастно включить "в работу" безупречную логику, привести неопровержимые доводы в свою пользу и, наконец, представить нравственное обоснование своей позиции. См. хадис 102 и хадис 78.

ХАДИС 107

    По свидетельству Абдуллы бин 'Умара (да будет Аллах благосклонен к нему!), который поведал нам:

    Всякий раз, когда мы присягали Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) на верность и повиновение, он неизменно добавлял: "По мере ваших возможностей".

Сахих аль-Бухари

ХАДИС 108


    По свидетельству Абу Хурейра (да будет Аллах благосклонен к нему!), который передал нам слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!):

     О, Аллах! Если я когда-либо обижу191 верующего, молю Тебя: пусть эта обида приблизит его к Тебе в День Воскресения (на Суд)192.

Сахих аль-Бухари

Примечания:

191
"Обидеть" - в самом широком смысле этого слова, начиная с нанесения непреднамеренной обиды или неумышленного оскорбления и кончая намеренной бранью и злоупотреблением своим положением.

192 Пророк молит Всевышнего не только о прощении своего греха при нанесении обиды, но и как бы о компенсации пострадавшему от этого греха, которому как незаслуженно обиженному будет дозволено в День Суда приблизиться к Богу, минуя некоторые бытовые погрешности.

ХАДИС 109


    По свидетельству ан-Ну'мана бин Башира (да будет Аллах благосклонен к нему!), который передал нам слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!):

    Вы (сами) видите, что все верующие, когда мы говорим об их милосердии друг к другу, их доброте в отношениях друг к другу, напоминают один живой организм, и если какой-нибудь орган этого организма заболевает, все тело его охватывает жар и бессонница193.

Сахих аль-Бухари

Примечание:
193
Ничто так не разрушает весь организм в целом, как тревожное беспокойство, не допускающее восстановить силы ввиду отсутствия сна, и жар, разбалансирующий практически всю работу организма, ибо с раннего возраста мы становимся постоянными свидетелями воздействия температуры на физическую структуру любого вещества, изменяющую его до неузнаваемости. Эта прекрасная метафора удивительным образом передает идею до боли знакомую каждому: распад общества начинается с тревожного беспокойства его членов, вызванного сознательным или подсознательным чувством чего-то недоброго, происходящего вокруг. А вот что такое "это недоброе" знает далеко не каждый. Хадис 52 прекрасно идентифицирует "недоброе", как то, что выходит за пределы дозволенного, - то, что делается (или не делается) с нарушением Закона, изложенного в Писании, низведенного нам в руководство для неотягощенного подсознательным чувством недоброго, безболезненного проживания на этой прекрасной земле, так безупречно "оборудованной" для наших нужд Создателем нашим.

ХАДИС 110

    По свидетельству Абдуллы бин 'Умара (да будет Аллах благосклонен к нему!), который передал нам слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!):

    Каждый мусульманин - брат мусульманину, а потому он не должен притеснять его и не должен отдавать его на волю притеснителя. Всякому (мусульманину), кто (поможет) удовлетворить нужды своего брата, Аллах поможет удовлетворить его собственные нужды; и всякому (мусульманину), который поможет своему брату справиться со стесненными обстоятельствами, Аллах поможет выйти из тяжелого положения в День Воскресения на Суд; и всякого, кто оградит мусульманина от напасти, Аллах оградит от тягот в День Воскресения.

Сахих аль-Бухари

ХАДИС 111

    По свидетельству Ибн 'Аббаса (да будет Аллах благосклонен к нем!): я никогда не знал о тех второстепенных грехах194, о которых рассказал Абу Хурейра (да будет Аллах благосклонен к нему!) со слов Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!):

    Аллах назначил сынам Адама их долю блуда, который они неизменно совершают:
    блуд глаз - (как обозрение недозволенного195);
    блуд языка - (как словопрение, пустословие196);
    блуд интима - (как удовлетворение похоти), - и свидетелями удовлетворения блуда, потакания ему либо противостояния ему будут гениталии человека197.

Сахих аль-Бухари

Примечания:

194
В предыдущих хадисах (в частности см. хадис 1) речь шла о так называемых первостепенных ("смертных") грехах; здесь уже речь идет о грехах как бы второго порядка, когда человек в силу тех или иных склонностей (повышенный интерес к вещам зрелищного характера; излишняя словоохотливость; повышенная сексуальная озабоченность и т.п.) предается тем излишествам, о которых нас часто предупреждает Кор'ан: "Не любит Бог излишества ни в чем".

195 Нам, безусловно, следует освобождаться от зрительного восприятия недозволенного, любования запретным не только на бытовом уровне, но и включая обозрение запретного Святой Библией изображения Всевышнего: "Дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину... и не служили им". (Библия, В. 3., Второзаконие, гл. 4, ст. 16, 19). Ибо любование изображением отвлекает нас от сущности предмета изображения, которую постичь можно лишь умозрительно, отдавшись полностью во власть внутреннего видения, и здесь предельно ясным становится смысл философской категории сущности и явления. См. хадис 92, прим. 2.

196 Как часто излишняя словоохотливость одного человека вовлекает в последующие события порой целые группы людей, сталкивая их интересы и нанося вред не только или даже не столько словоблуду, сколько тем, кто послужил для него предметом словесных излияний.

197 По данным серьезных медицинских исследований, именно гениталии человека являются самыми мощными проявителями возбуждения, вызванного нашими органами восприятия.

ХАДИС 112

    По свидетельству Абдуллы бин Мас'уда (да будет Аллах благосклонен к нему!), который передал нам слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!):
    
    Зависть допустима лишь в двух случаях:
    1) когда (вы) завидуете человеку, которому Аллах дал обильные дары и позволил расходовать их подобающим образом198;
    2) когда (вы) завидуете тому, кто владеет обширным знанием, которым он руководствуется сам и которое передает другим.

Сахих аль-Бухари

    Вторая, столь же авторитетная версия этого хадиса разнится лишь первой строкой текста, которая звучит так:

     "Не старайтесь походить ни на кого199, за исключением двух случаев: ..."

- и далее по тексту.


Примечания:

198
На подобающие нужды: милостыня, благотворительность, обеспечение комфортного проживания для своей семьи и т. п. (см. хадис 72).

199 Господь одарил вас индивидуальной духовной природой, которую Он избрал лишь для вас, а потому не претендуйте ни на что иное, назначенное для другого.

ХАДИС 113

    По свидетельству Абу ль-Аббаса Сахль ибн Сайд ас-Сайди (да будет Аллах благосклонен к нему!):

     Один человек пришел к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует!) и сказал: "О Господний Посланник, научи меня делу, совершив которое, я заслужу любовь Бога и людей". Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) ответил: "Будешь воздержанным200 в ближней жизни - заслужишь любовь Аллаха; будешь умеренным (в благах), которыми владеют люди, - заслужишь любовь людей".

Ибн Маджах

Примечание:
200
Идея умеренности в желаниях и в отдаче, призыв не излишествовать ни в чем, потому как это не любо Богу, проходит по всему тексту Кор'ана.
Сура 17, ст 26 - 29: "Воздай ты ближнему все должное ему... Но с безрассудностью добро свое не расточай... Ведь расточители, поистине, собратья Сатаны... И не привязывай ты руку к шее, и не вытягивай ее на всю длину, чтоб не остаться порицаемым и жалким" .
Сура 25, ст. 63 и 67: "И слуги Божьи - только те, кто ходит по земле смиренно и кто на обращенную к ним речь невежды спокойно отвечает "Мир!" ...И те, кто не транжирит, тратя, и не скупится (в благочестии своем), а ровен в этих двух деяньях" .

ХАДИС 114

     По свидетельству Абдуллы бин Мас'уда (да будет Аллах благосклонен к нему!), который передал нам слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!):

     Если мусульманин говорит дурно о мусульманине, это - грех. Если мусульманин сражается против мусульманина, это - свидетельство неверия201 обоих.

Сахих аль-Бухари

Примечание:
201
Неверия в Бога Единого.

ХАДИС 115

     По свидетельству Абу Хурейра (да будет Аллах благосклонен к нему!), который передал нам слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!):

     Если кто-то, крадучись, заглядывает в ваш дом и вы бросаете в него камнем202, повреждая при этом его зрение203, - на вас не ляжет грех.

Сахих аль-Бухари

Примечания:

202
Защищая свою приватность (частную жизнь).

203 Букв. "глаза".

ХАДИС 116

     По свидетельству Абу Мусы (да будет Аллах благосклонен к нему!), который передал нам слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!):

     Некий человек пришел к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует!) и спросил: "Один человек сражается на войне с целью получить трофеи204; второй - ради славы; третий - для бравады205. Который из них истинно воюет на Господнем промысле206?" Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) ответил: "На пути Аллаха истинно воюет тот, кто воюет за торжество Господнего Слова"207.

Сахих аль-Бухари

     Есть вторая, столь же авторитетная версия этого хадиса:

     Один человек пришел к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует!) и сказал: "О Посланник Аллаха, какой вид борьбы можно считать борьбой на Господнем промысле? Одни из нас воюют, потому что полны ярости и злобы, другие - потому что преисполнены гордыни и высокомерия".
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) поднял голову к стоящему перед ним вопрошающему и сказал: "Только тот, кто сражается за торжество Господнего Слова, сражается на пути Аллаха".

Сахих аль-Бухари

Примечания:

204
Дабы преумножить свое богатство.

205 Чтобы выставить себя напоказ.

206 Букв. "на пути Аллаха".

207 См. хадис 'Кудси 6.

ХАДИС 117

     По свидетельству Сайда бин Аби Уак'каса (да будет Аллах благосклонен к нему!), который передал нам слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!):

     Худшим грешником из мусульманской уммы (общины) является тот, кто задал вопрос о нечто таком, что изначально не являлось запретным, но стало таковым ввиду поставленного вопроса208.

Сахих аль-Бухари

Примечание:
208
Этот хадис рассматривает случай нарушения Господней заповеди, изложенной в хадисе 94; о таинстве Господнего умалчивания о тех или иных феноменах нашей жизни, в которые нам не следует вторгаться.

ХАДИС 118

     По свидетельству Абу Хурейра (да будет Аллах благосклонен к нему!), который передал нам слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!):

     Клянусь Тем, в Чьих Руках находится моя душа, что некоторые из моих соплеменников будут отлучены от моего предстательства209 в День Воскресения точно так же, как заблудшие верблюды отгоняются от частного пойла чужого хозяина.

Сахих аль-Бухари

Примечание:
209
См. хадис 'Кудси 38, прим. 100.

ХАДИС 119

     По свидетельству 'Умара бин аль-Хаттаба (да будет Аллах благосклонен к нему!), который передал нам слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!):

     Всевышний Аллах смотрит не на вашу внешность и состояние, а на ваши сердца и поступки. Он смотрит на сердца, так как они являются носителями намерения210.

Сахих аль-Бухари

Примечание:
210
См. хадис 'Кудси 16.

ХАДИС 120

     По свидетельству Абу Хурейра (да будет Аллах благосклонен к нему!), который передал нам слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!):

     Тот, кто женился на женщине, пообещав калым (предбрачный дар), но не намеревался выплатить его, тот - прелюбодей; тот, кто занял в долг, не собираясь возвратить его, тот - вор.

Сахих аль-Бухари